Спешу поделиться с вами хохмой, которая приключилась сегодня.
Пришел ко мне заниматься русским языком новенький мальчуган.
Я беру немного уроков (все-таки у меня есть обширная основная деятельность, требующая массу времени), но иногда знакомые просят: "позанимайтесь с моим оболтусом! Хоть пару-тройку раз".
Частенько иду навстречу. В этот раз было по той же схеме.
Наша бабушка подружилась с соседской бабушкой (пенсионерки очень быстро умеют заводить подружек в поликлинике, на почте и в собесе). И вот соседская бабушка пожаловалась: внучонок уже в четвертом классе, а совсем неграмотный, в тетрадках пишет "малоко" и "робота".
У меня был похожий случай. Конкретно у меня. Мой сынок в начальной школе писал подобным образом - тьма орфографических ошибок, буквы менял местами, "з" и "с" мог написать в отраженном варианте. Читал же он очень медленно. А вот математика "заходила" ему на ура (сейчас он учится на "хорошо" и "отлично" в техническом вузе).
Сына я упорно учила и научила, и сейчас проблем с грамотным письмом почти нет. Но ещё раз переживать такое "счастье" вовсе не хочется. Это адов труд, требующий от преподавателя буквально каждодневного напряжения.
Однако познакомиться с мальчиком соседской бабушки я согласилась. И обнаружила в результате этого знакомства какое-то новое расстройство обучения у детей!
Если читают специалисты - прокомментируйте. Я хоть и педагог по первому образованию, но работала мало и с подобными явлениями не сталкивалась.
Итак, в чем же проблема?
Паренек прекрасно знает ВСЕ правила. Досконально. Назубок!
Но, Боже, как он их применяет!
Мальчик написал со мной небольшой диктант - я хотела определить масштабы бедствия. Сделал в тексте 21 орфографическую ошибку и три пунктуационных.
И каждую свою ошибку с вполне серьезным видом обосновал!
Пишет: "Шистой день". Я говорю: почему "шИстой"?
Ответ: "жи-ши" пиши с буквой "И"!
Я, в предвкушении, что вот-вот русский язык во всем величии восторжествует, выдаю неопровержимый аргумент:
- Проверочное слово "шесть", значит - "Е"!!!
Аргумент провалился... Мальчик парирует с нескрываемым презрением:
- "Жи-ши" пиши с буквой "и", а не с "е", значит, в слове "шесть" нужно писать "Э" - "шЭсть". А вид у пацана такой, что на хромой козе не подъедешь. Мол, что вы, тётя, понимаете, меня не проведешь, я все правила знаю!
И все свои ошибки комментирует в том же духе!
Например, спрашиваю: почему написал "прИкрасный".
Он говорит - надо писать "прИкрасный", это ведь приставка на приближение. Я тихо сползаю со стула, а он объясняет дальше: "прИкрасный", потому что приближается к "красному" - а "красным на Руси всё красивое называли, понимаете? Например, "красна девка"...
Вот такие "завихрения" современного образования!
Пытаюсь спорить. Бесполезно. Мальчик ставит под сомнение всё, что я говорю.