Одна из главных старинных магистралей Москвы – улица Мясницкая. Ее называют экспериментальной площадкой радикальных архитектурных веяний начала ХХ века. Деловой центр и «купеческий рай» столицы в романтическом направлении архитектуры красив и экстравагантен. Напротив Главпочтамта на улице Мясницкой расположена «Китайская шкатулка» – Чайный Дом купца Перлова. Объект культурного наследия России выполнен в стиле шинуазри с использованием приемов искусства средневекового Китая. Необычно красочный фасад, напоминающий диковинную шкатулку гармонично вписался в экстерьер улицы, привлекая внимание многочисленных туристов.
Любопытно, что в наши дни Чайный магазин Перлова, в отличие от многих прочих коммерческих зданий в центре города, полностью сохраняет свое историческое предназначение: на 1 этаже по-прежнему работает чайный магазин - вероятно, самый известный в Москве.
Это похожее на китайскую пагоду здание Сергей Перлов построил, чтобы расположить к себе посла Китайской империи Ли-Хунь-Чжана. Но тот даже не удостоил дом своим вниманием. Зато москвичам чайный дом пришелся по вкусу.
Перловы начали торговать чаем еще во времена Екатерины II. А первые лавки Перловых открылись в 1787 году в Торговых рядах на Красной площади. Чай тогда только входил в обиход москвичей, стоил дорого и продавался в основном в аптеках как «пользительная» лекарственная трава. Перловы продавали чай в розницу дешевле, чем другие торговцы, и в любых количествах — хоть на копейку. И москвичи настолько полюбили чай, что даже в 1812 году перловские лавки не работали только 3 месяца, а в 1823 году на Ильинке открылся еще один фирменный магазин Перловых.
В середине XIX века Василий Перлов купил дом на Мясницкой. Это здание часто меняло владельцев, переходя то Григорию Волконскому, то княжне Вяземской, то генералу Льву Измайлову, то дьяку Сорокину. У Перловых оно осталось навсегда.
К концу XIX века Перловы стали настоящими «чайными королями» и получили звание поставщиков Двора Его Императорского Величества. Они торговали по всей Европе и России, а в Москве имели 14 магазинов на центральных улицах.
Восточный колорит уникального памятника архитектуры необычайно точно был передан и во внутреннем интерьере магазина: китайские фарфоровые вазы, мебель и скульптуры, напольный ковер, витрины-шкафы, личные коллекции хозяина, состоящие из предметов китайского искусства.
Но в семье произошел разлад, и после смерти Василия Перлова в 1869 году владение на 1-ой Мещанской улице вместе с фамильной фирмой досталось старшему сыну Семену, а младший, Сергей, получил Чайный дом на Мясницкой. Вскоре он открыл собственную фирму «Сергей Васильевич Перлов и Ко». Паи принадлежали его жене, дочерям и зятьям. Так появились две родственные, но конкурирующие фирмы Перловых.
В 1890-1893 годах Роман Клейн перестроил чайный дом на Мясницкой. На первом этаже расположился магазин, чаеразвесочная фабрика, а выше — жилые помещения. В доме проходили музыкальные вечера, так как хозяин обожал музыку. А еще одной страстью Сергея Перлова был домашний театр: в спектаклях на Мясницкой играли его домочадцы и друзья.
В 1896 году по случаю коронации Николая II в Москву прибывает чрезвычайный посол и Канцлер Китайской империи Ли Хунчжан, и Перлов затевает небольшую интригу: полагая, что остановка такого высокого человека в его доме поможет ему заключить новые выгодные контракты, он заранее заказывает архитектору Карлу Гиппиусу переделку фасадов дома в китайском стиле, рассчитывая привлечь внимание гостя. Фасады были полностью переоформлены, а в жилых помещениях Перлов разместил свою коллекцию китайского фарфора и живописи. Чтобы «китайский дом» был как можно более китайским, некоторые отделочные материалы были заказаны прямиком из Китая. Однако, несмотря на старания Перлова, китайский чиновник остановился в другом доме - по иронии судьбы это был дом его родного брата и теперь уже конкурента Семена на 1-й Мещанской улице (современный проспект Мира). Но дом все-таки сыграл роль в бизнесе Перлова: его необычный внешний вид стал визитной карточкой чаеторговой компании купца и положительно сказался на репутации.
Сергей Перлов умер в 1911 году, и его вдова Анна Яковлевна жила на Мясницкой до своей смерти в феврале 1918. Затем дом «уплотнили» в коммуналки — по комнате на семью. А магазин «Чай-Кофе» получил №1: по статусу чайно-кофейной торговли он приравнивался к Елисеевскому гастроному.
К началу 1990-х дом, который входит в десятку красивейших зданий Европы, находился в катастрофическом состоянии. Здание было поражено грибком, сильно обветшали перекрытия, прогнили полы, коммуникации разрушились. Постепенно осыпался фасад, а обломки уникального декора летели на тротуар. Подвалы для хранения чая стояли затопленными из-за прорвавшихся труб — для их очистки понадобилось 320 грузовиков. Без капитального ремонта чайный дом медленно разрушался.
После распада СССР наследники владельцев знаменитых предприятий пытались вернуть фамильную собственность, но выиграть дела никому не удалось. И тогда представители трех дореволюционных династий — Пороховщиковы, Муравьевы-Апостолы и Перловы — предложили взять в аренду у города свою бывшую фамильную собственность. Идею поддержали и
в 2002 году «Чайный магазин Перлова» был отреставрирован. Утраченная отделка фасада и торгового зала были восстановлены. Изящество красоты древнего Китая и легенды старейшей московской улицы Мясницкой снова соединены воедино.
Фото и материал: собственность OMG Kazakhstan.