Найти тему
Юрий К

40 лет ввода войск в Афганистан.

Сегодня памятная и в тоже время скорбная дата в истории нашего государства…

40 лет назад руководством Советского Союза было принятие решения о вводе войск в Демократическую Республику Афганистан.

В то время я и предположить не мог, что и на мою долю выпадет возможность с оружием в руках отстаивать интересы своего государства. Да, я был курсантом первого курса военного общевойскового командного училища, но всё же серьёзно не задумывался о том, что могу попасть служить в Афганистан. Тем более, что после выпуска, молодым лейтенантом меня направили в Центральную группу войск в Чехословакию.

Помню, как к нам на втором курсе пришёл выпускник нашей 10 роты, высокий и статный лейтенант с орденской планкой и рассказывал об Афганистане. Затем уже в группе войск я встретился с офицером, который приехал по замене. Это был старший лейтенант, командир разведывательной роты. Мы были соседями по офицерскому общежитию, но он мало что рассказывал о службе в ДРА.

На третьем году службы в ЦГВ, перед заменой, меня внезапно отправили в отпуск в январе… Уже позднее я догадался для чего это было сделано. Чтобы с приходом сменщиков в августе, я смог быстрее уехать к новому месту службы. В августе 1986 года я уже знал, что еду служить в Краснознамённый Туркестанский военный округ.

Ну и апогеем, предшествовавшим моему отъезду из группы войск, стала встреча с командиром нашей дивизии, который приехал в полк с очередной проверкой.

Полковник Кузнецов Юрий Викторович, Герой Советского Союза, в окружении свиты шёл пешком по направлению к штабу полка. И надо же было такому случиться - группа заменщиков из трёх человек, в составе которой оказался автор этих строк, попалась ему навстречу…

Дело в том, что он на дух не переносил внешний вид офицеров, которые ходили на службу в так называемых «пьяных» брюках, т.е. в брюках навыпуск. По его мнению, все военнослужащие, несмотря на погодные условия, в служебное время должны были ходить исключительно в повседневной форме одежды в сапогах и с портупеей. И тут он увидел трёх офицеров в тех самых «пьяных» брюках, в коричневых туфлях, да ещё в форменных рубашках с короткими рукавами без галстука…

Как и положено, по воинскому уставу, мы отдали воинскую честь полковнику и всем сопровождавшим его лицам. Комдив остановил процессию и в его глазах я увидел ни с чем не скрываемую ярость…

- Кто такие, почему в такой форме одежды? - буквально заорал полковник…

- Мы заменщики, подписали обходные листы, сдали свои должности и готовимся для отправки к новому месту службы, - ответил я.

- И куда же вас направили служить, товарищ старший лейтенант? - с нескрываемым сарказмом поинтересовался полковник.

- Меня, в Туркестанский военный округ – ответил я.

- Правильно, сука, в Афганистан поедешь, как пить дать, будешь по горам ползать в этих своих брюках, да кровь мешками проливать! Это тебе, старлей, не пиво чешское по реставрациям пить, да живот отращивать, - продолжил свой ор командир дивизии.

Ну что скрывать, пивка то я, конечно, попил, но и с полигонов практически не вылезал, потому что боевая подготовка в дивизии была на высоком уровне и не позволяла везти расслабленный образ жизни. Так что о пивном животе и речи не могло быть…

Но в такой ситуации начальник всегда «прав», да и отвечать ему не сильно то, и хотелось, поэтому мы без восторга выслушали его тираду, а он не стал продолжать экзекуцию…

Я благополучно добрался до Ташкента.

Сразу же после обращения в отдел кадров ТуркВО, мне и Жене Вожову, моему другу, командиру гранатомётного взвода 1-го мотострелкового батальона, с которым я приехал из Центральной Группы Войск, подполковник-кадровик предложил должности в военном комиссариате одного из районов Джизакской области Узбекистана.

Перед самым нашим приездом в Ташкент, по причине тотальной коррупции в военкоматах ТуркВО, была произведена чистка кадров. В результате чего, несколько десятков офицеров лишились должностей и были уволены из рядов Вооружённых сил. Я на секунду представил, что продолжу свою службу в каком-нибудь затрёпанном районном военкомате и ужаснулся самой мысли о продолжении такой карьеры. Поэтому предложение о службе в военном комиссариате отмёл без колебаний. А старший лейтенант Вожов согласился и поехал служить в районный военкомат Джизака. Его можно было понять. У него семья, маленький ребёнок…

- Тогда – Афганистан, товарищ старший лейтенант, - с нескрываемой ухмылкой обратился ко мне кадровик…

- Ну что ж, Афганистан, так Афганистан. Не я первый, не я последний….

Я не стал упрашивать подполковника, чтобы тот подыскал мне «тёпленькое» местечко. Даже сама мысль об этом мне претила.

Я, как и все военные люди, не выбирал, где прикажет Родина, там и буду служить, хотя и без особого восторга...

Для кадровиков я был ценным товарищем: у меня уже был заграничный служебный паспорт, я не был обременён семейным положением, меня не нужно было обеспечивать квартирой. Ну а то, что за три года я приобрёл бесценный опыт службы в развёрнутой воинской части, было хорошим бонусом. Подполковник отделения кадров смерил меня пристальным взглядом, дал листок бумаги и ручку:

- Пиши старлей рапорт о добровольном направлении для прохождения дальнейшей службы в составе ограниченного контингента Советских войск в Демократической Республике Афганистан...

Без малого почти два года в Афганистане пролетели для меня, как один миг. Для родителей и близких - это время тянулось нескончаемой болью и надеждой на моё благополучное возвращение…

Что для меня Афганистан? Афганистан – это, прежде всего, лучшая часть моей жизни. Это незабываемые встречи с людьми, это круговерть событий, это память о тех, кто не вернулся домой, это несбывшиеся надежды и мечты. Афганистан до сих пор живёт в моём сердце и не отпускает. Я вновь и вновь возвращаюсь туда, в свою молодость…

Сейчас, спустя 40 лет после принятия решения о вводе войск в Афганистан многие, задаются вопросом, а для чего, с какой целью Советское правительство направило туда свои войска? Я тоже задавал себе такой вопрос, и не смог однозначно на него ответить.

Главное, армия и все участники тех событий выполнили свой воинский долг до конца...