Найти тему

Маркировка молочной продукции. Методичка. Работа в системе.

Оглавление

Многие производители в настоящее время озабочены механизмами работы в системе маркировки, процессом получения и нанесения кодов. Но есть и более сложные вопросы, которые возникают по мере изучения Методических рекомендаций по маркировке молочной продукции.

Подробные описания процессов получения и нанесения кодов маркировки с иллюстрациями уже доступны на сайтах IT компаний, а также производителей маркировочного оборудования, сканеров и т.д.

Вкратце напомним последовательность действий.

Первый шаг - регистрация участников (юридических лиц) непосредственно в информационной системе мониторинга через ЭДО с защищенной электронной подписью. Второй шаг - регистрация номенклатуры молочной продукции в подсистеме национального каталога маркированных товаров с подробным описанием наименования, кодов ТНВЭД, торговых марок, массы нетто или объема, массовой доли жира и белков, глобальных идентификаторов во ФГИС "ВетИС" и получение таким образом кодов товаров.

При производстве молочной продукции на территории РФ участник заполняет заявку через специальный интерфейс с предоставлением списка данных и электронных документов, заверенных электронной подписью уполномоченного лица, с помощью которой заказывает необходимое количество кодов идентификации на выпускаемую партию. Оператор генерирует коды и высылает их на регистратор эмиссии, который предоставляется оператором бесплатно. Далее участник наносит коды и уведомляет оператора о нанесении кодов уже с указанием идентификационного номера ЭВСД из системы Меркурий.

Для продажи молочных продуктов между юридическими лицами также происходит процедура уведомления оператора об отчуждении партии.

Однако, рассмотрим несколько статей методических рекомендаций, осуществление которых не является понятным и очевидным с практической точки зрения.

Требования к участникам эксперимента

Все участники эксперимента должны иметь:
- усиленную квалифицированную электронную подпись;
- программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой мониторинга, в том числе посредством личного кабинета.
Участник эксперимента, осуществляющий розничную торговлю, помимо электронной подписи и ЭДО, должен также иметь:
- соединенные с контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств идентификации молочной продукции;
- заключенный с оператором фискальных данных, договор на обработку и передачу от имени участника эксперимента в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота маркированной молочной продукции средствами идентификации с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной торговой единице.
Фото деревенского магазина продуктов из открытых источников.
Фото деревенского магазина продуктов из открытых источников.

Своими словами

Все производители, импортеры, торговые предприятия должны перейти на ЭДО – электронный документооборот для возможности осуществлять маркировку молочной продукции.

Работая через оператора электронного документооборота, компания платит за любой исходящий документ. В среднем стоимость отправки документа составляет около 3-6 рублей. Все входящие бесплатны. Обычно новички покупают минимальный пакет на 100 документов. Переходить на электронные документы выгодно, если компания отправляет 100 и больше документов в месяц. Несмотря на удобство, немногие компании и предприниматели ведут электронный документооборот.

Торговые точки также должны иметь сканеры для считывания кода и заключенный с оператором маркировки договор. Вывод из оборота будет осуществляться через онлайн кассы.

Авьяката

Как отразится переход на ЭДО и маркировку продуктов первой необходимости на мелких торговых продовольственных точках по всей России и в удаленных регионах?

Порядок информационного обмена участников эксперимента с оператором

Участник эксперимента в течение 24 часов с момента представления электронных документов или внесения сведений в информационную систему мониторинга уведомляется о получении представленных электронных документов и внесении сведений в информационную систему мониторинга либо об отказе в принятии электронных документов или внесении сведений в информационную систему мониторинга путем направления ему уведомления (квитанции) о получении электронных документов или о внесении сведений в информационную систему мониторинга либо об отказе в принятии электронных документов или внесении сведений в информационную систему мониторинга, содержащего следующие сведения:
регистрационный номер документа участника эксперимента;
номер уведомления (квитанции);
дата уведомления (квитанции);
коды идентификации (коды идентификации групповой упаковки, коды идентификации транспортной упаковки) и их статус (изменение статуса) в информационной системе мониторинга (если представленный участником эксперимента документ содержит сведения о молочной продукции);
сообщение о внесении документов (сведений) в информационную систему мониторинга или о причинах отказа в их внесении.
Факт исполнения участником эксперимента обязанности по представлению электронного документа (сведений) в информационную систему мониторинга подтверждается уведомлением (квитанцией) о внесении сведений в информационную систему мониторинга.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Своими словами

Участник оборота молочной продукции уведомляется о получении/принятии или отказе в принятии поданных электронных документов и данных в систему в течение 24 часов, то есть в течение суток. Вплоть до получения уведомления от оператора обязанность по исполнению требований по маркировке не считается выполненной.

Авьяката

По некоторым данным разработка ФГИС Меркурий обошлась Россельхознадзору примерно в 230 млн. руб. Со слов генерального директора оператора маркировки ООО «ЦРПТ» Дмитрия Алхазова о стоимости разработки системы маркировки «инвестиции в проект исчисляются десятками миллиардов рублей уже на первом этапе, что логично - система работает и развивается. Период старта системы сопряжен с открытым коммерческим риском, соглашение ГЧП не предусматривает даже минимальной доходности, обеспеченной оператору государством, поэтому создана модель, при которой оператор, рискуя вложенными средствами, имеет возможность вернуть свои инвестиции».

Насколько сопоставимы вложенные в разработку системы маркировки "десятки миллиардов", если она может тратить на обработку запросов сутки?

Насколько сопоставимы указанные временные промежутки с почасовыми сроками годности молочных продуктов? Насколько справедливо подвергать коммерческому риску производителя/импортера при работе в системе, способной сорвать поставку по причине задержки обработки запроса до 24 часов? Насколько справедливо было бы встречное требование участников оборота молочной продукции исчислять сроки обработки запроса секундами, учитывая платность* и обязательность использования данной услуги?

*По словам Д. Алхазова "платность кода и размер тарифа установлены Правительством. «Оператор-ЦРПТ» -  частный партнер, работающий в формате ГЧП. Вопрос про прибыль адресован в то будущее, когда выручка начнет приносить прибыль акционерам. Когда эта прибыль поступит, тогда акционеры и примут решение о ее распределении. Вполне вероятно, что она будет направлена на дальнейшие инвестиции в расширение производства и разработку продуктов".

Агрегирование молочной продукции в групповую и транспортную упаковку и их маркировка

Согласно статье 63 Методических рекомендаций, формирование групповой (коробки и пр.) и транспортной (палеты) упаковки производится по следующей технологии:

Участники эксперимента, осуществляющие агрегирование молочной продукции в транспортные упаковки, представляют оператору:
а) результат выполнения операции агрегирования первого уровня, который оформляется участником эксперимента, осуществляющим стадию агрегирования первого уровня, посредством подачи следующих сведений:
- идентификационный номер налогоплательщика-производителя, осуществившего упаковку молочной продукции в транспортную упаковку первого уровня;
- код причины постановки на учет участника эксперимента-производителя, осуществившего упаковку молочной продукции в транспортную упаковку первого уровня (при необходимости);
- тип производственного заказа (собственное производство, контрактное производство);
- перечень кодов идентификации транспортной упаковки вышестоящего уровня, для каждого из которых в случае агрегирования первого уровня указывается перечень кодов идентификации;
б) результат выполнения операции агрегирования последующего уровня оформляется участником эксперимента посредством подачи следующих сведений:
- идентификационный номер налогоплательщика-участника эксперимента, осуществившего упаковку в транспортную упаковку последующего уровня;
- код причины постановки на учет участника эксперимента, осуществившего упаковку в транспортную упаковку последующего уровня (при необходимости);
- перечень кодов идентификации транспортной упаковки вышестоящего уровня, для каждого из которых в случае агрегирования первого уровня дополнительно указывается перечень кодов идентификации вложенных потребительских и групповых упаковок (молочной продукции), а в случае агрегирования последующего уровня указывается перечень кодов идентификации вложенных транспортных упаковок.
Склад молочной продукции из открытых источников.
Склад молочной продукции из открытых источников.

Своими словами

Для наглядности возьмем за образец глазированный творожный сырок. Каждый глазированный сырок должен иметь индивидуальный серийный номер. В коробку укладывается, например, 30 штук с разными индивидуальными кодами. Для получения кода на коробку, необходимо зафиксировать какие именно сырки с каким именно индивидуальным кодом попали в эту коробку. Далее при формировании транспортной упаковки – палеты, также требуется указать, коробки с какими индивидуальными номерами и вложенными в них сырками с индивидуальными номерами находятся на палете.

Авьяката

Вероятно, есть устройства, способные вести подобный учет на высокоскоростных производствах при автоматическом формировании групповых и транспортных упаковок. На производствах с ручным формированием групповых упаковок, а это большинство предприятий, вести такой учет технически скорей всего невозможно.

Насколько достижимо стопроцентное и безошибочное исполнение требований о маркировке групповой и транспортной упаковки на средних и мелких предприятиях? Каковы будут санкции за ошибочное отнесение 30 глазированных сырков не в ту коробку и не в ту палету – отказ от приемки или штраф торговой сети за недопоставку, блокировка аккаунта по аналогии с ФГИС ВетИС Меркурий?

Как этот вопрос с расформированием, маркировкой и последующим формированием в групповые и транспортные упаковки будет решаться для импортных молочных продуктов?

Как расформировать транспортную или групповую упаковку

Разделение палеты должно происходить согласно статье 64 Методички.

Участники эксперимента, осуществляющие операцию расформирования транспортной упаковки, представляют оператору результат оформления операции расформирования транспортной упаковки вышестоящего уровня агрегирования, который оформляется участником эксперимента посредством передачи в информационную систему мониторинга следующих сведений:
- идентификационный номер налогоплательщика-участника эксперимента, осуществившего расформирование транспортной упаковки;
- код причины постановки на учет участника эксперимента, осуществившего расформирование транспортной упаковки (при необходимости);
- перечень кодов идентификации транспортной упаковки, подлежащих расформированию. При этом в информационной системе маркировки производится вывод из оборота кодов идентификации расформированной транспортной упаковки, но коды идентификации товаров (коды идентификации групповых и транспортных упаковок), содержащиеся в ней, остаются в обороте.
В случае представления участниками эксперимента в информационную систему мониторинга сведений об обороте или выводе из оборота части молочной продукции, находящейся, по данным информационной системы мониторинга, в групповой и (или) транспортной упаковке, в информационной системе мониторинга автоматически регистрируется расформирование всех упаковок более высокого уровня вложенности, содержавших изъятую из упаковок молочную продукцию.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Своими словами

Если в рамках одной поставки молочной продукции расформирована одна палета, из которой изъята коробка, например, для мелкооптовой продажи, то в системе расформируются все транспортные упаковки. Если из одной коробки достали несколько единиц молочной продукции, например, для образцов или анализов для контролирующих органов, то система расформируют все коробки и палеты, то есть всю групповую упаковку поставки.

Авьяката

Насколько справедливо требования маркировать групповую и транспортную упаковку, ведь для этого необходимы различные средства идентификации и методы их нанесения? Насколько необходимо присваивать каждому глазированному сырку индивидуальный код? Почему не упростить систему до получения одного кода на всю партию однотипной молочной продукции?

Как переложить молочную продукцию в другую палету

Данная процедура также регламентируется статьями 65, 66 Методических рекомендаций.

Участники эксперимента, осуществляющие операции по изъятию, перекладке молочной продукции в рамках транспортной упаковки первого уровня или транспортной упаковки первого уровня в рамках транспортной упаковки последующего уровня, представляют оператору следующие сведения:
- идентификационный номер налогоплательщика-участника эксперимента, осуществившего операции по изъятию или перекладке;
- код причины постановки на учет участника эксперимента, осуществившего операции по изъятию или перекладке (при необходимости);
- тип операции трансформации (перекладка, изъятие);
- перечень кодов идентификации и/или кодов идентификации групповой упаковки и/или кодов идентификации транспортной упаковки, подлежащих трансформации.
Вывод из оборота транспортной упаковки первого и последующих уровней отражается в информационной системе мониторинга в случае, если по результатам проведения операции трансформации не осталось других упаковок первого уровня, или потребительской упаковки, или молочной продукции в групповой и (или) транспортной упаковке первого уровня.
В случае перекладки молочной продукции в другую транспортную упаковку указывается перечень соответствующих кодов идентификации перекладываемой молочной продукции, а также коды идентификации транспортной упаковки, в которую совершена перекладка.
Грузчики: ожидание и реальность. Фото из открытых источников.
Грузчики: ожидание и реальность. Фото из открытых источников.

Своими словами

При перекладке и переформировании палет необходимо уведомить об этом оператора, сообщив непосредственно коды маркировки единиц продукции, групповой упаковки и транспортной упаковки, которые были пересортированы по палетам.

Авьяката

Расформирование и перекладка продукции в палетах может часто осуществляться грузчиками и водителями. Какой квалификации должны быть данные специалисты и насколько должны быть оснащены для корректного информирования системы о своей работе? Насколько защищен поставщик от изъятия образцов контролирующими органами, которое может привести к расформированию и утере кодов маркировки групповой и транспортной упаковки?

Условия для всех?

Где и как осуществляется нанесение средств идентификации (марок) на потребительскую и групповую упаковку объясняет статья 55:

Нанесение средств идентификации на потребительскую или групповую упаковку молочной продукции в случае:
- производства на территории Российской Федерации осуществляется в местах производства или хранения молочной продукции;
- ввоза молочной продукции на территорию Российской Федерации с территорий государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, - до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта; с территорий государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, - до фактического пересечения государственной границы Российской Федерации.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
Президент Беларуси Александр Лукашенко

Своими словами

Маркировка наносится непосредственно при производстве молочной продукции или в местах ее хранения на российском заводе-изготовителе. Компании, не являющиеся налоговыми резидентами России, участвовать в обороте (получать и наносить коды) не могут. Импортерам придется наносить маркировку по указанной выше схеме до фактического пересечения государственной границы России.

Авьяката

Как?

Эмбарго или неравные условия, предусматривающие отсутствие маркировки импорта по причине невозможности нанесения маркировки вне производственного предприятия? Или такая возможность есть?

Насколько отрасль в целом готова к такому проекту? Насколько справедливо делать маркировку обязательной, а не добровольной? Насколько справедливо устанавливать штрафы и подвергать коммерческим рискам предприятия отрасли за виртуальные ошибки, а не за некачественную продукцию?

Буду признательна за Ваши варианты ответов на возникшие вопросы. Складывается ощущение, что методические рекомендации по маркировке скопированы из других непищевых отраслей. Вероятно поэтому так сложно их проецировать на молочное производство.

Мы будем продолжать изучать методические рекомендации в надежде адаптировать данный закон под текущие реалии молочной отрасли. Приглашаю поставить лайк, подписаться и оставить комментарий.

Искренне Ваша,

Управляющий Партнер МСЗ "Уваровский"

Юлия Осипова