В Карелии издана книга о культуре поморов. В ней рассказывается не только об истории, но и о нынешних проблемах, трудностях. Главная из них вот какая : уходит старшее поколение, а молодежь в поисках работы уезжает из родных мест.
Во многих изданиях, посвященных поморам, цитируются слова этнолога В. Насоновского из его статьи в «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера» за 1910 год . И хотя исследователь пишет о своих впечатлениях от встреч с поморами во время поездки по Архангельской губернии, его слова справедливы в отношении всех поморов. Исследователь сравнивает психологию крестьянина-помора с психологией крестьянина остальной Руси:
«Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости… признаков лукавой хитрицы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду, с представителями которого помор снисходительно деликатен».
Авторы книги о Русском Севере «Древнерусские города Севера» А. Власов и Г. Элькин вообще считают, что Русский Север – это страна поморов.
Часто приезжал сюда Дмитрий Сергеевич Лихачев. В письме к великой русской актрисе Нонне Мордюковой он пишет:
«Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр., и пр. Не нахожу слов, чтобы описать мой восторг перед ними…» И еще: «Благодаря своей высокой культуре они сохранили и фольклор».
Книга «Традиционная культура поморов Белого моря: история и современность» - своеобразный учебник, рассказывающий о том, как в наше время поморы возрождают самобытную многовековую культуру. Возрождают не столько благодаря, сколько вопреки всему. В последнее годы они меньше обращаются за помощью к власти, всё чаще просят её не мешать.
Для Поморья культурообразующим стал Поморский народный хор, который в наше время отметил свое 80-летие, дай бог до 100-летия доживет. В последние годы активно включился в работу и Центр поморской культуры (датой его рождения считается 1 января 1996 года), созданный на базе Поморского народного хора и образцового детского фольклорного ансамбля. Работы по его созданию то оживлялись, то замирали, то выделяли деньги, то о нем забывали, откладывая решение вопроса до лучших времен. В 1996 году такой центр открылся, добились все-таки поморы своего.
Сегодня в центре проводятся выставки, конференции, встречаются краеведы, центр ведет издательскую деятельность — с 2012-го по 2019 год вышли в свет более 30 (!) изданий краеведческой литературы. На базе центра работают общественные объединения, в 2017-м благодаря проекту центра «Дом вести – не бородой трясти» появился музей-мастерская «Рукоделия Поморья», мастера которого взялись за возрождение старинного поморского промысла – золотого (или злотного, как говорят в Поморье) шитья.
Последний известен пока меньше, чем Поморский хор, но небольшая выставка изделий его мастеров, которая работала во время презентации книги, вселяет уверенность , что это пока. Например, в Торжке на основе такого же местного промысла создали золотошвейную фабрику, известную сегодня не только в России. Поинтересовалась у беломорских мастеров, чем же отличается вышивка Торжка от их? Оказывается, технология одна и та же. Просто в Торжке промысел оказался более раскрученным. Но у беломорских мастеров тоже большие планы.
Свой раздел книги, посвященный этому промыслу, представила заведующая музеем-мастерской И.Г. Ильина. Она тоже поморка, правда, из Архангельской области. В 1975 году после техникума по распределению приехала в Беломорск, долго работала инженером-технологом швейного производства, потом перешла на работу в школу и… сама стала учиться. Разобрав повойник — традиционный головной убор замужней поморки, освоила злотное шитье. И стала учить золотошвейному делу девочек на уроках технологии. Многие из первых учениц Ирины Геннадьевны Ильиной уже сами стали мастерами.
Кстати, в прежние времена девочек отдавали в учение в возрасте 8-9 лет – к монахиням местных монастырей, старушкам, еще не забывшим технологию вышивки.
Поморский хор, рассказ о котором открывает издание, представил Виктор Александрович Васильев: из 82 лет существования хора 45 возглавляет коллектив именно он.
Памятники нематериальной культуры – очень хрупкие, при потере их практически невозможно восстановить. А еще они исчезают вместе с носителями. Поэтому переоценить ту работу, которую проводят поморы, просто невозможно. Это к тому, что все, кто сегодня занимается возрождением поморской культуры, ведут еще и собирательскую и, если хотите, научную работу.
Виктор Александрович Васильев собрал уникальную коллекцию поморских народных песен, такой, пожалуй, ни у кого нет. Неслучайно Поморский хор сегодня называют музеем поморской песни. И имеют в виду не только песни, исполняемые хором: его участницы выходят на сцену в подлинных старинных платьях, сарафанах, украшениях. Помимо фольклора, Васильев собирает артефакты поморской культуры.
Это уже своего рода традиция. В конце 50-х годов в Беломорск, окончив Петрозаводское музыкальное училище, приехала совсем юная тогда Клара Николаевна Стасюк, сегодня хорошо известный в республике хормейстер.
Начала она тогда с наведения порядка в местном доме культуры, создания агитбригады. Но главный наказ, который получила перед направлением на работу в Беломорск, – возродить Поморский народный хор. Ни больше, ни меньше. До приезда Стасюк в Беломорске был такой коллектив, но потом он распался, сохранилась лишь небольшая певческая группа, руководимая Марией Галькевич. Она да сестры Морозовы — Мария и Валентина — составляли основу.
И начала свою работу по возрождению хора Клара Николаевна с поездкой в старинные поморские деревни — Сумпосад, Вирму, Вирандозеро, Колежму и другие. Записывала песни, подбирала людей для будущего поморского хора. Поморки не скупились: за чашкой чая рассказывали историю своей деревни, пели старинные песни.
— Так и ходила по деревням, собирала песни, приглашала людей петь в хоре.
И сумела собрать новый состав хора, через какое-то время в хор стали ходить более 80 человек. Принимала всех, вспоминала Клара Николаевна. Кто-то уходил потом сам, но со временем сформировался костяк хора, который стал помощником другого молодого хормейстера, выпускника Петрозаводской государственной консерватории Виктора Васильева
Рассказывать о поморской культуре и сегодняшних ее хранителях и носителях можно много. Это хорошо сделали авторы книги. Не только об истории и победах на конкурсах, но и о нынешних ее проблемах, трудностях. А главная из них вот какая : уходит старшее поколение, а молодежь в поисках работы уезжает из родных мест, старинные поморские деревни, как и в целом по России, пустеют или, как корректно сегодня пишут, «выходят на пенсию». Но нематериальная культура без ее носителей жить не может.
После небольшого концерта, с которым выступил на презентации книги Поморской хор, его руководитель обратился к переполненному залу с вопросом: заслужил хор, чтобы у него появился свой дом? И зал ответил хором, единогласно: заслужил! Что ж, впереди – 100-летие Поморского хора, может, к тому времени и обретет хор свой дом. Время есть.
Впрочем, один умный человек сказал: если не знать, что ничего нельзя сделать, можно сделать всё.
Автор: Валентина Чаженгина
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей"!
https://gazeta-licey.ru/projects/russian-north/84421-pomoryi-porazili-svoey-intelligentnostyu