Найти тему
Ареал Добра

Гении...они среди нас.

Уважаемый читатель! Я убежден, что на жизненном пути каждого встречаются многие умные и талантливые люди разных дарований. Если такой человек работает с тобой вместе, то он часто служит для тебя примером и ориентиром. Но очень редко встречаешь настоящий Божий дар, на современный лад – мегамозг, которым просто любуешься, поскольку его результат недостижим.

Когда я пришел работать в ОКБМ (атомную фирму) в бюро систем автоматизированного проектирования, то в нашем коллективе было два математических гения: Игорь и Виктор. Умными и толковыми были практически все, но гениальными только двое. Гениальность Игоря была обыкновенного свойства, она заключалась в фундаментальных знаниях, и в дебрях высшей математики он всегда был нашим проводником.

Но не таков был Виктор! Природа наделила его мегамозгом, и он, внешне совершенно обыкновенный и скромный человек в простецких очках видел абстрактную природу вещей такой, как она есть. Первой для меня демонстрацией его способностей был кубик Рубика, удивительная новинка 80-х. Я не помню, кто принес его в отдел и где добыл, но тогда головоломка только появилась, и никакой инструкции к ней не было. Подсмотреть что-либо в Яндексе мы тоже не могли, ибо интернет еще не родился. Несчастную игрушку крутили немилосердно, пускались в расчеты и рассуждения, но все без толку. Пока она не попала к Виктору. Близоруко прищурившись, он осмотрел кубик с разных сторон, а потом собрал за две минуты.

Я просто обалдел, я выпал в осадок, и не только я. На наш вопрос, - КАК ?- Виктор отвечал, - Это же просто, надо, чтоб грани были одного цвета. - Но объясни, как ты это сделал? И в ответ, - Не знаю, это же сразу ясно, куда надо крутить! Кстати, много позже мне представилась возможность повторить эксперимент, когда мне подарили разновидность кубика с двумя, а не тремя слоями по 9 фишек в каждом. Вместо цвета на квадратиках были нарисованы точки, как на костяшках домино. Их надо было выставить по порядку. Надо ли говорить, что инструкции опять не было, и у меня ничего не вышло. Виктор справился за ту же пару минут, и опять не мог объяснить, как это делает.

На работе он занимался составлением сложных алгоритмов, математическая модель для которых была вначале не ясна. И Виктор решал задачи во многом благодаря своей интуиции. Вычислительная техника в восьмидесятые совершала качественный скачок, как будто из куколки появлялась бабочка. Разглядывая новые горизонты, у сотрудников секретных фирм, как наша, было модно обсуждать три вопроса:

-Можно ли сделать компьютерный вирус, убивающий программное обеспечение?

-Можно ли сделать вирус, физически ломающий железо компьютера?

-Можно ли сделать вирус, удаленно убивающий пользователя?

Вам, смешно, но надо понимать, что персоналок в то время у нас не было совсем, хотя у врагов уже были. Даже в нашей, очень продвинутой, конторе было только несколько неполноценных суррогатов ПК, типа «Электроники Д 3-28» или немецкого «Роботрона 1715», а также не было сетей в современном понимании. Но про вирусы первого рода мы все же слышали (считается, что первый в мире вирус появился в 1981 году для «Apple»), хоть и не щупали. А по второму вопросу среди нас преобладало мнение, что убить железо нереально, было непонятно, как это можно выполнить. В шутливом разговоре мы поставили задачу нашему мегамозгу, и Виктор сказал, что сделает. По прошествии нескольких дней он пригласил общество на демонстрацию. Основными вычислителями на фирме были машины единой серии ЕС 1045 и ЕС 1060, считавшиеся тогда вполне на уровне. Дисковый накопитель для них был похож на небольшую тумбочку, а съемный диск представлял собой цилиндр из прозрачного пластика, размером с большую кастрюлю. Сверху кастрюли была ручка для переноски, а внутри набор магнитных дисков, крутящихся

на общей оси. Чем-то устройство внешне напоминало огромный кухонный процессор. Весил съёмный элемент несколько килограммов, а передвинуть сам стоящий на полу дисковод можно было с трудом. При собравшемся народе Виктор запустил свой код, и дисковод стал интенсивно работать. Сначала он трясся мелко, но вибрация все усиливалась, управляющая программа сама подбирала частоту движения головок, и вводила устройство в резонанс. Вибрация стала угрожающий, дисковод уже прыгал по полу, и болтался на подводящих проводах, как пойманная рыба на леске. Провода выдирали кубики фальшпола, под которыми они были пропущены. Мы, как завороженные ждали неизбежного финала, пока кто-то не опомнился. Витя, стоп! Хватит! - раздался отрезвляющий крик. Витя нажал на кнопку, и все стихло.

Весьма впечатленная публика даже не спрашивала, как ему удалось. Прозвучали только слова:

- Вить, а третий Вопрос осилишь?

-Есть у меня кое-какие соображения, - отвечал наш мегамозг.- Сердце, наверное, получится остановить, или там паралич…

-Ты, Виктор, это, все же не надо, оставь это дело, - дружно сказали мы.

Оглянитесь, возможно мужичок стоящий за вами в кассу - изобретатель генератора СВЧ для микроволновки, а тот старичок у прилавка, что ловко вращает баночку сметаны в поисках даты ее изготовления и есть тот самый Виктор, благодаря, которому наши дома обогреваются не березовым полешком, а обузданной им энергией атома.