Главное, от чего зависит выбор учебника, – ваши цели и задачи в процессе обучения на ближайшее время.
Вы готовитесь к международному экзамену, переезду в другую страну для работы? Посещаете курсы или занимаетесь с репетитором? Цель в любом случае одна: хорошее овладение английским языком, навык общения на нем. А вот задачи на каждом этапе могут быть разными. Это может быть связано с отставанием в том или ином аспекте. Например, вы неплохо читаете и у вас достаточно большой запас слов, но вы неуверенно себя чувствуете, если приходится общаться устно. В этом случае вам нужен учебник, где много времени уделено составлению диалогов, предложены задания, где нужно составить устный рассказ, выразить свое мнение.
Нет смысла учиться «для чего-то» (то есть для сдачи экзамена). Самая лучшая тактика – учиться для себя (для своих будущих целей). А способы достижения результата могут быть разными.
Как выбирают учебники преподаватели?
Идеального для всех групп учащихся учебника нет. Но можно выбрать такой, который наиболее отвечает потребностям группы и решает все основные задачи обучения.
На что обращают внимание преподаватели?
- Разнообразие видов заданий и текстов.
Тексты для чтения и обсуждения должны быть интересны группе, а задания должны быть разнообразными. Обсуждения, высказывание своего мнения, составление рассказов по иллюстрации, написание своего варианта финала истории – чем больше видов работы предлагают авторы, тем проще сделать занятия интересными, мотивирующими.
- Аудиоматериалы.
Разумеется, их можно найти и отдельно, вне курса. Но если аудиоматериалы идут в комплекте с учебником, это экономит время на поиски, а также помогает прорабатывать пройденный материал с точки зрения аудирования. То есть аудиозаписи соответствующего урока будут помогать отработать ту же лексику и грамматику, что в учебнике.
- Ориентация на оценку знаний.
В конце каждого блока заданий преподаватель должен оценить прогресс каждого ученика. Для этого в учебнике (либо в прилагаемой книге для учителя) обычно есть тесты. Но если говорить о более отдаленных целях, то учебники должны быть ориентированы в том числе на подготовку к той или иной системе оценки знаний: ОГЭ и ЕГЭ (если говорить о школьниках), международные экзамены (если говорить о взрослых и старшеклассниках, которые готовятся получить сертификат).
Какие учебники используют на курсах в Lexxis?
Мы используем две серии учебников английского языка – для подготовки к PTE (Pearson test of English) и Кембриджский курс. Эти серии рассчитаны на учащихся с любым уровнем знаний – от нулевого до продвинутого. Два их основных преимущества:
- На любом уровне (начиная с Beginners) они развивают все аспекты языка, особенно много внимания уделяя говорению и слушанию. Программа позволяет вести занятия, опираясь на коммуникативную методику.
- Все упражнения идеально подходят для отработки пройденного материала и ориентируют учащихся на задания, которые используют в международных тестах – главным образом PTE.
Помимо этого, учебники позволяют разнообразить занятия и сделать их максимально интересными и насыщенными:
- Для детей есть задания в игровой форме, карточки для более быстрого запоминания.
- Для старшеклассников и взрослых предлагаются задания, где нужно смоделировать ситуацию, составить диалог, высказать свое мнение или задать вопросы по прочитанному материалу.
- Аудиокурс, прилагаемый к учебнику, содержит аутентичные записи (сделанные в условиях реальной жизни носителями языка).
Учить язык или готовиться к тесту?
Все тесты по английскому языку – как ЕГЭ (ОГЭ), так и те, по результатам которых вручают сертификаты – составлены так, чтобы максимально широко и разносторонне проверить знания. Невозможно научиться сдавать тест – нужно подготовиться, наработав хорошие навыки чтения, перевода, аудирования. Нужно обладать соответствующим словарным запасом. Это не те тесты, в которых высокий балл можно получить, научившись решать типовые задачи. Поэтому нет самого процесса подготовки к тесту – может быть только процесс изучения иностранного языка.
Подготовка к ЕГЭ или PTE длится минимум один учебный год (если не говорить о каких-то краткосрочных интенсивных курсах, где за пару месяцев можно подтянуть грамматику и ликвидировать пробелы в лексике). В течение этого времени нужно прикладывать усилия к тому, чтобы получить знания, необходимые для будущей жизни, а не для балла на экзамене.
На наших занятиях мы стремимся разнообразить задания и обязательно давать учащимся работать с аутентичным материалом (аудиозаписями, видео, газетами и журналами и т. д.). Это способствует наилучшему пониманию языка, погружению в процесс учебы и в конечном счете приводит к отличным результатам.