Включаешь музыку, закрываешь глаза и переносишься в чудесный космический мир. Именно такие чувства возникают у меня при прослушивании песен группы «Мельница». Завораживающие трели флейты, мелодии арфы добавляют звучанию особую прелесть. Не так давно мне посчастливилось не только побывать на их концерте, но и пообщаться с солисткой группы Хелависой. Мы поговорили о юбилее группы, новом альбоме, творчестве и многом другом.
- Группе 20 лет. С каким настроением вы подошли к этой дате?
- С хорошим. Мы считаем, что за эти годы проделали очень большую работу, много чего превозмогли, в том числе самих себя в каких-то аспектах. Мы достаточно трезво оцениваем то, что можем сделать и чего добились, и думаем, что сейчас находимся на хорошем месте, чтобы продолжать трудиться и не ронять заданную планку.
- К 20-летию вы выпустили альбом «Мельница 2.0», по какому принципу отбирался материал для этого альбома? Что вы хотели сказать слушателям?
- Слушатели нас долго просили о хорошей студийной записи актуальных аранжировок песен. Большинство из них сильно отличается от звучания на дисках, выпущенных много лет назад. Поэтому мы сделали более тяжелые аранжировки, например для «Оборотня», «Ночной кобылы», и акустические варианты - так появилась новая версия «Марсианского экспресса». Но в первую очередь наша идея была именно зафиксировать на видео процесс живой работы в студии с приглашенными гостями-музыкантами - Михаилом Смирновым и Артемом Якушенко. На запись фильма-концерта ушло два полных съемочных дня, каждая смена по 10 часов. Таким образом, в ударном режиме мы записали 14 песен. Причем, фильм-концерт я рекомендую смотреть именно полностью, а не отдельными youtube-роликами потому, что там есть закадровые вставки со смешными комментариями. В его съемках помогал наш товарищ и режиссер Александр Карпов. Он работал с нами на съемках клипа «Мельницы» «Прощай», клипов «Кракатук» и «Саламандра» для проекта «Хелависа», и сейчас вместе со своей командой снимал прошедший московский юбилейный концерт в «Крокус Сити Холл», а также его «прогон». Думаем, что из этого тоже получится фильм-концерт. Стоит посмотреть и фильм о группе «Мельница 2.0. История».
- Давайте поговорим о юбилейном концерте в «Крокус Сити Холл»? Как он состоялся, какие эмоции остались?
- Мы до сих пор отходим от этого концерта, так как была поставлена очень высокая планка, и мы готовились к нему, по крайней мере, последние полгода. Что касается его технической части, были сделаны совершенно эксклюзивные видеоролики для каждой песни, благодаря плотному сотрудничеству с группой петербургских аниматоров. Я давала им определенные технические задания, рассказывала, какие образы я бы хотела видеть в ролике, они предлагали мне свои варианты анимации. Затем все это обсуждалось с нашим художником по свету Дмитрием Гамзаевым, чтобы в итоге картинка на экране дружила и со сценическим светом. Многие задавали мне вопросы: почему не было гостей из предыдущих составов группы, тех, с кем вы уже работали? Отвечаю, это не ретроспективный концерт, а шоу, которое призвано показать «Мельницу» в настоящее время. Здесь нет такого аспекта, как прошлое, есть только настоящее и будущее. Мы хотели показать, что можем сейчас и с кем, именно поэтому выбор в плане гостей пал на Лусинэ Геворкян, с которой мы уже работали, работаем и я надеюсь еще будем работать, потому что потенциал у этого сотрудничества большой. Пригласили и Алену Свиридову, с которой тоже давно мечтали вместе спеть, и я думаю, что следующим номером я появлюсь на одном из Алениных концертов. Недоставало только настоящей живой легенды, в этом плане мы уже сотрудничали с Борисом Гребенщиковым, Эдмундом Шклярским («Пикник»), выбор пал на Вадима Самойлова. Он полностью продумал свой номер, вплоть до движения на сцене с гитарой, и выдал в одном треке абсолютно стадионную подачу, как он умеет. Потому он и легенда. И получился совершенно звездный номер - жемчужина концерта.
- А с кем еще из таких легенд вы хотели бы поработать в дальнейшем?
- Посмотрим, мне очень нравится, что сейчас делает Юрий Юлианович Шевчук, но насколько я знаю, он не очень любит работать с женщинами. Для любого сотрудничества и дуэта важна немедленная эмоциональная связь между исполнителями, а если ее нет взаимодействовать сложно. К сожалению, у меня не получилось снова поработать с группой «Ария», ребята меня звали на запись «Квартирника у Маргулиса» спеть «Там высоко», которую я пела в свое время, но запись программы была в тот день, когда я находилась в туре. Скорее всего, я появлюсь на каком-то концерте у Вадима Самойлова, естественно мы будем продолжать общение с «Пикником», ведь как сказал Шклярский в фильме о нашей группе: «Пикник» и «Мельница» - группы-побратимы». Это было очень мило. Вообще было приятно услышать хорошие отзывы от наших коллег, которые они специально для фильма записали. Я ни от какого сотрудничества не зарекаюсь, давно говорила, что было бы круто, допустим, какую-то из моих песен сделать вместе с репером Оксимироном, но опять же я не знаю насколько ему это интересно.
- Какая из песен с альбома «Мельница 2.0» больше всего вам импонирует?
- У меня есть там свои фавориты, из акустического блока - «Марсианский экспресс», а из электрического - «Воин вереска» со скрипкой, в том числе и по картинке в фильме-концерте, если вы видели, там у нас меняются образы на протяжении всего времени, я их продумывала для каждой песни. И «Воин вереска» я исполняю в своем любимом образе – белое платье хаори и синяя помада.
- В вашей группе очень теплые отношения между музыкантами. Как удается сохранять эту атмосферу?
- У нас есть баланс. Мы уже притерлись друг к другу, знаем, когда нужно притормозить в конфликтной ситуации. Изучили сильные и слабые стороны, стараемся друг друга не раздражать и ценить хорошие качества. Нам нравится взаимодействовать друг с другом, потому что мы в первую очередь работаем на благо группы, никто не тянет «одеяло» на себя. Это было очень видно и ценно, когда мы с Сергеем Вишняковым работали над нашей сольной пластинкой «Люцифераза», мы сказали ребятам, что хотим поставить эксперимент – сделать альбом вдвоем, посмотреть как у нас получится. И ребята нас только поддерживали. Это круто - чувствовать такой тыл, знать, что коллектив у нас очень гармоничный.
- У вас есть фирменный жест «мельница», кто его придумал?
- По-моему, Алексей Кожанов, наш басист. Мы хотели сделать фирменный жест, который с одной стороны напоминал бы такие олдскульные команды, как «Manovar» или «Metallica», но при этом, чтобы это было похоже на крылья мельницы, так и получилось.
- Общаетесь ли вы с поклонниками, фан-клубами, устраивают ли они вам сюрпризы?
- Да, у нас очень активный фан-клуб, а его московская верхушка всегда с нами на связи. Они координируют действия фан-клубов на местах в других городах. Мы можем с ними, допустим, обсудить, как-то скорректировать флешмобы, которые они собираются устраивать на концерте. Я предоставляю трек-лист концерта, они удостоверяются в том, что те песни, на которые они хотят сделать флешмобы, в нем есть и могут какие-то детали со мной обсудить, например, чтобы в зале не было мусора, или чтобы он не попал на сцену. Иногда поклонники делают флешмобы, которые веселят их самих, но не музыкантов. Бывает и такое. Поэтому определенная коррекция и редакция со стороны верхушки фан-клуба нужна. В соц. сетях я также общаюсь с подписчиками, на все вопросы, кроме самых глупых, я отвечаю, и даже очень вежливо.
- Бывали ли безумные поступки со стороны фанатов?
- Безумные поступки бывают всегда. Или странные флешмобы – однажды по всему залу люди распустили ленточки и начали идаться ими друг в друга, в итоге опутали ими, как паутиной, весь зал и центральный проход, и никто не мог выбраться. Или был момент, когда по какой-то непонятной причине, которая, по-моему, ускользнула и от них самих, люди принесли на концерт шары в виде глазных яблок и принялись кидать их на сцену. А я сидела на высоком стуле, как раз в этот момент шел акустический блок, и тут вокруг меня начинают появляться большие глазные яблоки с красными прожилками. Я даже не могла слезть со стула, чтобы их убрать, поэтому просто закрыла глаза и не открывала их до конца песни - это было ужасно.
- Каждая ваша песня – целый волшебный мир. Где вы берете вдохновение, как рождается новый сюжет?
- Да везде. Это может быть исторический сюжет, путешествие, или набор образов. Например, дома в Израиле меня окружают следующие символы – апельсин, олива, гранат, рыба, полумесяц. Если мы к этому еще добавим камень и море, то у меня уже будет готовый сюжет. Регулярно бывает, что я приношу что-то из сна, и потом оно очень лихо встраивается. Вдохновение может работать как угодно, я буквально могу «достать» песню из заднего кармана.
- А ваши песни часто используются в фильмах?
- Не очень, но, насколько я знаю, песню «Прощай» в прошлом году взяли в какую-то новогоднюю комедию. Также недавно мне сказали, что возможно нужно будет подобрать песню к сериалу на Первом канале. Хотелось бы написать именно сюжет песни к какому-то фильму, у нас уже были такие опыты, но, к сожалению, трек в соответствующий фильм в итоге не попал. Я говорю о песнях «Волкодав» к одноименному фильму и «Обряд» для фильма «Он дракон». Хотелось бы получить подробное задание от режиссера, чтобы написать песню по заданному сюжету и стилистике. Это было бы интересно. С другой стороны последние два года я занимаюсь озвучкой песен из видеоигр. Сейчас в играх появилась такая фишка, что при запуске издается тизер-трейлер с песней в качестве промо игры, это как бы такой отдельный вид искусства подобный клипу. В прошлом году я озвучила очень красивый трек «Дочь морей» для компьютерных игр серии «Warcraft», и эта работа была высоко оценена в международном игровом сообществе, а недавно вышла песня и клип для русскоязычной версии корейской игры «Lost Ark». В принципе озвучка мне тоже интересна, если песни хорошие.
- Расскажите о планах группы на следующие 20 лет?
- Писать новые хитовые альбомы, увеличивать географию гастролей, очень хочется выйти на западно-европейский и американский рынок, я знаю, что нас там ждут, постоянно задают вопросы: когда вы приедете в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Прагу, Вену, Германию? Хотим, наконец, это реализовать. Продолжать делать масштабные шоу, нам очень понравилась работа с анимацией, хотелось бы придумать вариант с декорациями – лестницами, воротами, арками, поработать с театральным пространством.
Лена Тетерина