Найти тему

Системное мышление

Изображение Taco Fleur с сайта Pixabay
Изображение Taco Fleur с сайта Pixabay

В своей предыдущей статье "Чему учить в школе" мы говорили о надпрофессиональных навыках. Сегодня поговорим об одном из них. О системном мышлении.

Что это такое, зачем оно нужно и как его можно развить у школьника?

Системное мышление - это подход при котором человек видит мир не отдельными кусочками в разных его проявлениях, а как целостный объект, с присущими ему взаимосвязями между отдельными частями. Определение не строгое. В других источниках вы можете найти другие определения, но все они так или иначе будут говорить о некоторой системе и связях внутри нее, а также внешних связях этой системы с другими системами.

Начнем с примера. 15-го декабря мы с моим младшим сыном провели на соревнованиях по джиу-джитсу, где он занял второе место. В своем финальном бою он совершил роковую ошибку, стоившую ему победы.

Причем здесь системное мышление спросите вы?

Системное мышление здесь при том, что мы просмотрели с ним запись боя, увидели ошибку и подумали вместе как ее избежать.

И он мне назвал 4 способа избежания этой ошибки, которыми он владеет как боец.

Мы с ним получили взаимосвязь между его знаниями и умениями, стратегией ведения боя и вероятностью выигрыша.

В отборочном бою он победил. И ему здесь пригодился наш разбор коронного броска его соперника. Мы смотрели бои, и он показывая мне на очередную пару говорит: "Смотри, вот тут я не знаю что делать"

Стали прикидывать. Руку соперника забрать не вариант, ногу тоже. Остается голова:

- Можешь забрать голову?

- Могу. А если выше поднимет?

- Тогда рули центром тяжести. Он рассчитывает траекторию броска исходя из одного положения твоего центра тяжести, тебе нужно забрать это преимущество и падать как ты решишь.

- А еще при падении там ощутимый удар.

- Думай как использовать.

На татами противник полез со своим коронным броском и отдал голову. Падали не так как хотелось сопернику. "Гильотину" Ваня закрыл в момент приземления, когда импульс от падения "просадил" его соперника. Дальше нужно было просто удержать 20 секунд, чтобы судья увидел действие удушающего приема.

Знаете в чем прелесть системного мышления? Я не тренер по джиу-джитсу. Я даже не болельщик. Просто мы выстроили систему.