Что приобрело и что потеряло человечество благодаря селфи
180 лет назад американский химик Роберт Корнелиус сделал первый отчетливый фотопортрет человека, а именно — себя самого. Сегодня этот жанр стал не просто развлечением, а целой индустрией, проникшей во все сферы жизни — от туризма до клинической медицины. Психиатры называют селфиманию «болезнью двадцать первого века», полицейские гоняют любителей «себяшечек» с высотных зданий, а маркетологи уже давно научились грамотно использовать массовое помешательство для продвижения личных брендов, товаров и услуг.
Относительную популярность фотоавтопортреты приобрели еще в начале 20-го века после выхода на рынок портативной фотокамеры Kodak Brownie в 1900 году. Ее неподвижность обеспечивал штатив – изобретение по тем временам не менее модное, чем сегодня селфи-палка. Люди фотографировали свое отражение в зеркале – этим баловались, как правило, граждане состоятельные, у которых были деньги на дорогое удовольствие.
Например, в 1913 году Великая княжна Анастасия Николаевна (та самая, которая была расстреляна вместе со всей царской семьей в Ипатьевском доме) стала одним из первых подростков в мире, которая сделала селфи. В возрасте 13 лет она смогла сделать свою собственную фотографию, чтобы отправить другу. В сопроводительном письме она писала: «Это было очень сложно, так как мои руки дрожали».
Сегодня 30% всех фотографий, сделанных людьми в возрасте от 18 до 24 лет, являются селфи. Само слово имеет австралийское происхождение, его первое письменное употребление зафиксировано на местном интернет-форуме сайта АВС. Новый фотоформат набирал популярность по мере развития социальных сетей. Поначалу «самоснимки» были широко распространены на MySpace. Когда появился Facebook, поначалу среди его пользователей считалось дурным тоном постить собственные фотопортреты, поскольку это считалось пережитком времен MySpace.
Ранние аватарки Facebook, напротив, были небрежными, люди фотографировали себя издалека и в полный рост. Возрождению селфи в начале десятых годов способствовало новое поколение гаджетов, оснащенных хорошими фотокамерами. Но настоящий прорыв случился с появлением социальной сети Instagram.
—Это неудивительно, – считает владелец агентства «Взрывной PR» Роман Масленников. – Ведь по сути селфи не фотография вовсе. Селфи состоит из трех ингредиентов: автофотопортрет плюс его публикация в соцсети плюс возможность эту публикацию лайкать. Все вместе и дает тот эффект, благодаря которому произошла столь стремительная экспансия этого формата. Ведь даже у Пушкина в «Сказке о спящей царевне и семи богатырях» злая княжна разбивает зеркало об пол, как только оно перестает ее «лайкать» - то есть постоянно говорить ей о том, что она «всех милее, всех румяней и белее».
Уже в декабре 2012-го журнал Time назвал «selfie» словом года. Частота употребления слова selfie выросла за один только 2013-й год на 17000%, в связи с чем оно было включено в Oxford Dictionaries Online. Сегодня в мире каждый день делается, как минимум, 1 миллион селфи.
Всего же на конец апреля нынешнего года в Instagram было загружено 389835098 снимков с хэштегом #selfie. Новому веянию поддались не только представители человеческого рода, но и дикие животные. В 2011 году британский фотограф-натуралист Дэвид Слейтер во время путешествия в джунглях Сулавеси делал серию фотографий хохлатых павианов. Неожиданно обезьяны завладели камерой и смогли даже сделать ряд снимков. Случай получил огласку из-за дискуссии о том, кому принадлежат авторские права на снимки.
В первые же годы селфимании стала набирать обороты и селфифобия. Тревогу забили педагоги, медики, священнослужители и даже полицейские. В октябре 2014 года Роспотребнадзор предупредил о возможности распространения педикулёза среди подростков из-за чрезмерного увлечения селфи, поскольку «совместные съёмки группы подростков или пары способствуют передаче вшей при соприкосновении головами». Протоиерей Русской православной церкви Павел Великанов призвал российских женщин «не искушать мужчин своими селфи с крещенских купаний.
А МВД России выразило обеспокоенность участившимися случаями травматизации и даже летального исхода при попытке сделать уникальное селфи. Для этого полицейские даже издали памятку "Безопасное селфи", где наглядно, в виде пиктограмм, изобразили наиболее травмоопасные случаи при попытки сделать «себяшечку». По мнению правоохранителей, «когда человек пытается сфотографировать сам себя, у него рассеяно внимание, теряется равновесие, он не смотрит по сторонам и не чувствует опасности».
Надо сказать, что опасения полицейских абсолютно оправданы. «Смертельные селфи» уже давно стали мировым явлением. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в журнале Journal of Family Medicine and Primary Care. В общей сложности с 2011 гда зафиксировано 259 киллфи (так называют селфи с летальным исходом). Не исключено, что их количество намного больше, поскольку в отчёт попали только те из них, которые освещались СМИ. Абсолютным лидером по этому показателю стала Индия — на нее пришлось 159 смертей.
Россия в этом печальном рейтинге занимает второе место, к счастью, с большим отрывом — 16 смертей от «самострелов». В топ-10 киллфи, которые гуляют по интернету на всех языках, вошел случай, произошедший в Челябинской области. В 2015 году двое молодых парней 17 и 24 лет из города Чебаркуль решили сделать совместное фото с ручной гранатой, причем предварительно выдернув из нее чеку. По замыслу они должны были сделать фото и вставить ее обратно, но сноровки не хватило. Сразу же после снимка прогремел взрыв, который привел к мгновенной гибели обоих.
Средний возраст жертв киллфи — 23 года. Эксперты считают этот показатель закономерным: 20-23 года — это возраст, для которого характерны склонность к экспериментам над собой, тяга к риску, а также поиск признания, желание получить авторитет. Не удивительно также, что 72% жертв собственных селфи – мужчины, хотя женщины больше любят фотографироваться. Такая статистика объясняется тем, что именно мужчины любят запечатлеть себя в момент риска — на краю скалы или на крыше небоскреба. Также исследователи выяснили наиболее частые причины смерти во время селфи — это утопление, гибель от транспорта и падение с высоты.
Все это привело к тому, что сегодня на многих туристических объектах, связанных с потенциальной опасностью, можно увидеть таблички, запрещающие делать «самоснимки», а палки для селфи и вовсе стали предметами нон-грата, поскольку они и сами имеют серьезный травмирующий потенциал. Впрочем, как утверждает Роман Масленников, эти меры лишь разожгли в стране и мире новый виток селфимании.
Но гораздо большую потенциальную опасность селфи представляют для нашего душевного здоровья, считают психологи. Чрезмерное увлечение «самоснимками» приводят к неврозам, депрессиям, дисморфофобии (навязчивый поиск дефектов в собственной внешности) и даже самоубийствам.
Именно селфимания становится также причиной большинства несчастных случаев, описанных выше – ведь именно стремления повысить ставки и привлечь к себе остывающее внимание аудитории заставляет людей фотографироваться в экстремальных ситуациях, залезая на опоры мостов или крыши электричек. Причем психологи считают, что эта «болезнь 21-го века» практически неизлечима.
—Селфиманию нельзя вылечить, потому что это не болезнь, а свойство личности, – считает психолог, член правления Международной ассоциации психоанализа бизнеса и организаций Мария Шумихина. – Ведь речь идет не о том, что увлечение селфи способно разрушить жизнь человека и сделать его неудачником, а скорее, наоборот – некоторые свойства личности, являющиеся причиной его неудач, проявляются еще и в том, что человек склонен к селфимании. Постоянно выкладывая свои портреты в сеть, человек как бы говорит: «Смотрите, я существую!» По сути это детская реакция, желание привлечь к себе внимание: «Мама, смотри!» И как правило такой метод самовыражения свойствен тем, кто не научился проявлять себя в этом мире другим способом, создавая для себя и других реальную ценность или продукт.
Психологи также отмечают еще один интересный факт. Чрезмерное увлечение выкладыванием автопортретов в сеть приводит к тому, что в реальности человек становится менее симпатичен для окружающих. Градус теплоты в реальных отношениях также снижается и люди отдаляются друг от друга. Объясняется это обычной инфляцией, которой подвержены не только денежные знаки, но и знаки внимания.
Словарик селфимана
Селфи (себяшка, самострел) — автофотопортрет, выложенный в социальную сеть для всеобщего обозрения.
Релфи (от relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком. Соцопросы утверждают, что релфи раздражают подписчиков в социальных сетях больше, чем любые другие снимки.
Дакфейс (от duck face) – женское селфи с характерной мимикой губ, сложенных «уточкой» в воздушном поцелуе
Фишфи (от fish selfie) – женское селфи с томным выражением лица и слегка приоткрытым ртом.
Груфи, (от group panoramic selfie) - панорамное групповое селфи, тренд 2015 года.
Фитнес-селфи – селфи из спортзала, призванное подчеркнуть внешние достоинства автора снимка и его приверженность к здоровому образу жизни.
Лифтолук – автопортрет, сделанный при помощи зеркала, расположенного в лифте. Автором самого знаменитого лифтолука является премьер-министр России Дмитрий Медведев.
Туалетный лук – автопортрет, сделанный в ванной или туалете напротив зеркала. Девушкам стоит запомнить, что делая селфи в ванной, нужно помнить о том, что лицо на изображении — не главное.
Белфи (от butt-selfie) – попо-селфи. Законодатель жанра – Ким Кардашян.
Мелфи (мan selfie) – мужское алаверды на белфи. Только кубики на прессе, только мышцы, только хардкор.
Бифи (bikini selfie) – селфи в бикини, чаще всего на пляже.
Фелфи (farmer selfie) – изначально имелись в виду фотографии фермеров со своими животными, но теперь слово обозначает любые селфи с любимыми питомцами.
«Только проснулась» (wake up selfie) – во время создания такого селфи главное сделать вид, что вы действительно только проснулись.
Скотч-селфи (sellotape selfie) – прежде, чем опортретиться, обмотать свое лицо пищевой пленкой. Стало трендом весной 2014 года.