Найти в Дзене
ТАРОМАНИЯ.РУ

Архетипы в Таро: различные аспекты нашего Я

Оглавление

Архетипы Юнга в Таро
Архетипы Юнга в Таро

Имя Карла Густава Юнга гуляет на устах большинства людей, которые хотя бы левой ногой занимаются эзотерикой и при этом умеют читать. Юнг, один из основателей аналитической психологии, по сути реинкарнировал мифы и сказки для научного психологического анализа. Потому что до того, как появилась психотерапия, лекарями душ были сказочники и барды. (Один и сам хотел стать скальдом, да не вышло…)

Так вот, Юнг никогда не упоминал о Таро. Хотя та часть эзотериков, которые слышали имя Юнга и знают о существовании Таро, уверенны, что уважаемый Карл Густавич и сам был не прочь картишки раскинуть… И только так свои труды и писал! Но — увы и нет. О Таро он напрямую ни в одной из своих работ не упоминает.

Однако, от этого мы не станем любить его меньше! Потому что любому подготовленному пользователю будет крайне не сложно найти связь между концепциями выдающегося немца и картами Таро.

Юнг и коллективное бессознательное

Одним из величайших вкладов в фундаментальную теорию психики стала его идея о коллективном бессознательном и архетипах. Коллективное бессознательное — это особенность мозга, который интерпретирует одни и те же явления одинаково. Например образ воды всегда будет связан с матерью и эмоциями. Образ дерева — с личностью и центром земли.

Когда мы говорим или слышим о картах Таро, то зачастую думаем о бульварных пошлых гаданиях, шарлатанах и дурацких предсказаниях, которые нужны, чтобы пугать детей. Но сегодня для современных и интеллектуальных практиков Таро начинает открывать свои глубокие знания заново.

Когда мы меняем точку зрения на сам инструмент, проще понять его суть. Карты — это такой же инструмент иррационального познания, как психотерапия, сны или метафорические рисунки. Инструмент, с помощью которого мы обладаем возможностями для изучения себя с точки зрения юнгианского анализа.

Таро — язык коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное — тот источник, из которого человечество черпает свои идеи для сказок, легенд и мифов. Из поколения в поколение люди обращаются к одним и тем же мотивам. Термин предложен Юнгом, за что ему большое человеческое спасибо.

Например, образ Матери, который будет понятен и в Гималаях, и в Нью-Йорке, и в Саратове. Мы встречаем его во всех мифах, во всех книгах, сказках и сериалах. Образ Матери не будет одинаковым для всех, её внешние особенности будут меняться. Главным остается взаимоотношения между человеком и архетипом. Суть Матери в том, что есть кто-то, кто заботится, любит и принимает человека полностью. Мать, какой бы она не была, бережет чувства, внимательно относится к эмоциям, помогает расти и учит любить без условий. 

Во всех культурах этот образ будет присутствовать и играть значимую роль в обществе.

-2

Идея архетипов состоит в том, что наша психика заполнена некими внутренними ощущениями. Представлениями о том, как все устроено. И эти смутные ощущения раскрываются через некие образы, которые структурируют представления людей о мире. Из них, как из бусин, сплетаются все истории на Земле.

Герой слышит зов, нарушает запрет, уходит в волшебный мир. Он сражается, умирает и воскресает. Получает Дары и возвращается в Мир. Это — универсальный сюжет. Какой бы ни была история — она всегда про героя, который проходит один и тот же Путь.

Давайте посмотрим, какие архетипы мы можем обнаружить в Таро и, в частности, в Старших Арканах. Я использую изображения карт из имеющейся колоды Дикого Неизвестного Таро (the wild unknown tarot). Если вы хотите, то можете заказать расклад именно на этой колоде.

Анима и Анимус 

Юнг полагал, что у каждого человека есть «женские» и «мужские» аспекты характера, анима и анимус. В сочетании друг с другом, анима и анимус означают объединение, целое, полное Я. Здоровая психика отличается балансом мужского и женского, без очевидных перекосов.

Я думаю, здесь важно затронуть одну вещь. Хотя анима и анимус традиционно связаны с полами, они, по сути, представляют собой набор качеств, актуальных и для мужчин, и для женщин. Баланс мужского и женского в каждом из нас идеален по-своему. Любой баланс, с которым мы чувствуем себя — собой, прекрасен.

-3

Влюбленные — союз разума и чувств, ума и сердца. Первый опыт алхимического божественного брака.

Умеренность — алхимический брак во всей божественной полноте, показывает, что сохраняя баланс между мужским и женским, мы сохраняем себя от поглощения Тенью.

Мир — это не только союз двух противоположностей, но и, более глобально, полное принятие, отказ от разделения мира на противоположности.

Анима

Анима — это условно женские аспекты нашего характера, и, как и анимус, она может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. Образ Анимы мы встречаем также в ранге Королевы, где также четко прослеживается теневое и прямое значение.

-4

Верховная жрица — мы видим в ней Софию или женский архетип в Таро, излучающий мудрость и понимание.

Императрица — заботливая и любящая, она представляет Мать, образ постоянного изобильного рая, земли, которая нас кормит и принимает.

Сила — в отличие от чисто физической силы, эта карта больше о внутренней силе и настойчивости, умению не поддаваться обстоятельствам.

Анимус

Анимус — это мужской аспект нашего характера. Он является силой движения, завоевания новых горизонтов. Он отражает нашу потребность наблюдать, ощущать и формировать категории, алгоритмы, структурировать жизнь. Этот рациональный подход очень отличается от мягкой интуитивности анимы. Но он также необходим нам для гармоничной жизни.

-5

Иерофант и Отшельник — в Таро это архетип мудрого старика, которого мы видим как духовного наставника.

Император наделен властью и создает структуры, системы, законы и правила. Представляет отца и все образы отца, которые проявлены в нашей жизни (наставник, начальник, мэр, учитель и т.д.).

Персона

Персона -это наш «фасад», то лицо, которое мы готовы показать миру. Именно так мы представляем себя другим, так мы хотим, чтобы про нас думали, такую роль хотели бы играть в обществе (например, художник, ученый и т. д.). Юнг считал, что здоровые люди могут быть достаточно гибкими относительно той Персоны, с которой они себя соотносят, так как наша личность не однородна, и многообразие ролей показывает то, что мы можем не привязываться к одной из них.

-6

Маг — мастер брать на себя ответственность за то, чтобы преобразовать внутренние мысли во внешние проявления. Как и сегодняшние маги, он мастер создания реальных изменений через изменения восприятия.

Тень

Это та часть нас, которую мы отвергаем — те части души, которые мы хотели бы оставить скрытыми. Другими словами, мы все иногда бываем ужасными, страшными или просто придурками, но это трудно принять. Когда мы не принимаем Тень, постепенно она вытесняется, отделяется от нашей личности. Она становится набором вещей и качеств, которые мы ненавидим. Различные страхи и боли, стали прообразами мифологических монстров, демонов, зла и грехов, которые всем нам известны. Одним из самых важных этапов становления зрелой личности становится момент, когда человек готов принять свои темные стороны, вместо того, чтобы отказываться от них.

-7

Дьявол — классический образ Тени. Чем больше вы игнорируете его, тем больше будете прикованы к желаниям, обретая зависимости.

Смерть — реакция на эту карту показывает, насколько нам страшно жить. Смерть — это универсальная человеческая тень, она следует за нами со дня нашего рождения. Большинство людей предпочитают не думать о ней. Но во многих отношениях понимание того, что ничто не вечно и мы — только временное явление на этой планете, становится основой того, как человек решает проживать свою жизнь.

Самость

Самость, или аутентичность — это комплексное понятие, которое довольно сложно описать. Юнг верил, что, будучи детьми, мы были бессознательно целы, но постепенно мы утрачиваем интуитивную целостность. Таким образом, цель нашего путешествия во взрослую жизнь — снова обрести эту целостность, присвоить себя — себе. Этот процесс Юнг называл индивидуацией.

Интересно, что Дурак и Мир — это начало и конец цикла Старших Арканов, Альфа и Омега. Поиск себя — становится поиском смысла.

-8

Дурак — это архетип в Таро, который отражает бесстрашие и невинность младенца, внутренний ребенок. Он всегда знает, кто он и кем родился на свет. Как божественное дитя, он не умеет бояться — еще не научили. Он не умеет стесняться или сравнивать себя. Дурак находится в состоянии блаженного неведенья.

Мир — это и возврат к целостности, и обретение ее. Мы не просто возвращаемся в изначальное состояние. Мир не означает возвращение утраченной в детстве непосредственности. Скорее, мы обретаем новый духовный опыт бесстрашия перед трудностями жизни. Мир — это обретеннаяцелостность, понимание себя и принятие своей аутентичности. Это Дурак, который, пройдя каждый аркан, становится суммой всех их.

В конце концов, каждое путешествие становится путешествием за Самостью. За тем, чтобы еще глубже понять, кто же мы такие — на самом деле.

Какие еще юнгианские архетипы в Таро вы можете увидеть?

Надеюсь, эта статья была не слишком нудной и достаточно интересной для вас, что скажете? Какие еще карты Таро являются типичными для архетипов? 

от Анна Евдокимова