Найти в Дзене
Антон Иванов

ГРУ СССР в США

Среди прославленных советских и российских разведчиков достойное место по праву занимает капитан 1-го ранга Николай Алексеевич Скрягин (1901-1972).

Н. А. Скрягин (крайний слева) (фотография из Яндекс. Картинки)
Н. А. Скрягин (крайний слева) (фотография из Яндекс. Картинки)

Н. А. Скрягин родился 4 мая 1901 г. в деревне Надеждино Саратовской губернии. Он был внебрачным сыном адмирала Русского императорского флота Алексея Александровича Скрягина.

В 1923 г. призван на службу в ВМФ. Н. А. Скрягин получил очень серьёзную подготовку:

- 1933 г. – окончил курсы при военно-морском училище им. М. В. Фрунзе;

- 1935 г. – окончил специальные курсы Военно-морских сил РККА;

- 02.1936 г. – 04.1937 г. – окончил Центральную школу подготовки командиров штабной службы Разведывательного Управления (РУ) Генштаба РККА.

Проходил службу в разведывательном управлении ВМФ СССР. Успешно прошёл стажировку в Лондоне.

В ноябре 1940 г. в НКВД СССР приняли решение арестовать Н. А. Скрягина. Когда его пришли арестовывать трое сотрудников НКВД СССР, Н. А. Скрягин потребовал предъявить удостоверения и ордер на его арест. Сотрудники НКВД СССР отказались это сделать. Тогда Н. А. Скрягин достав свой пистолет и под угрозой его применения прогнал сотрудников НКВД СССР. Утром он пришёл к народному комиссару ВМФ СССР Николаю Герасимовичу Кузнецову и доложил о случившемся, сказав: «Если я в чём-либо виновен, то отдайте приказ о моём аресте Вы. Я не хочу, чтобы меня забирали эли люди в сапогах». Н. Г. Кузнецов очень ценил Н. А. Скрягина и договорился, чтобы НКВД СССР оставил его в покое. Но на всякий случай отправил его подальше от чекистов в столицу США город Вашингтон. На должность помощника военно-морского атташе при посольстве СССР в США (с 7 декабря 1940 г.).

Разведывательное управление ВМФ СССР активно работало в США и имело собственные агентурные сети. В Вашингтоне находилась легальная резидентура РУ ВМФ СССР. Её и возглавил Н. А. Скрягин.

В его агентурную сеть входили 12 агентов – это на основании данных американской контрразведывательной операции «Венона». Данная операция проводилась в конце Второй мировой войны и после неё на основе расшифровки советских сообщений. Но американцы расшифровали только часть сообщений и установили далеко не всех советских агентов, а только часть (но даже эта часть их поразила своей массовостью и мощью). Поэтому 12 агентов, завербованных Н. А. Скрягиным – это минимальная цифра. Среди его агентов были:

- Владимир Иванович Юркевич (1885-1964), выдающийся кораблестроитель. Технический консультант Управления морского флота США с 1940 г. Преподаватель в ряде университетов США. Возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции;

- Владимир Ильич Минорский, специалист по радиоэлектронике высшего класса. Когда он в 1947 г. принял решение переехать в СССР, власти США запретили ему это;

- Иван Ступенков, казачий есаул, кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, старший тренер одного из полигонов Корпуса морской пехоты США. Обучал американских морпехов приёмам русского рукопашного боя и штыковому бою. Разработал собственную программу. Кроме передаваемой информации. И. Ступенков со священниками Русской православной церкви собрал с прихожан такую сумму денег, что их хватило купить танк «Шерман» и отправить его в СССР.

Благодаря своим агентам переправил в СССР тысячи страниц военно-технической информации.

Также Н. А. Скрягин провёл ряд важных операций:

- обеспечил разведывательно-дипломатическую организацию успешного перевода дивизиона подводных лодок (С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15, Л-16) с Тихоокеанского флота на Северный флот через Панамский канал (Л-16 была торпедирована японской подлодкой). Прибывшие на Северный флот 5 подлодок уничтожили несколько боевых кораблей ВМФ Германии и 19 транспортов.

Схема перевода дивизиона подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный флот (из Яндекс. Картинки)
Схема перевода дивизиона подводных лодок с Тихоокеанского флота на Северный флот (из Яндекс. Картинки)

- добыл и переправил в СССР усовершенствованный пенициллин. Советские врачи применяли неусовершенствованный пенициллин, эффективность которого была намного ниже американского. Американцы хранили способ усовершенствования пенициллина в тайне. Однако один влиятельный американский медик передал Н. А. Скрягину ампулы и описание технологического процесса, добавив, что он «восхищен мужеством русских людей». Ампулы в 1942 г. были погружены на личный самолет «Пе-8» народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова и благополучно доставлены в Москву. Не будет, на мой взгляд, преувеличением, сказать, что это помогло спасти жизни сотням тысяч, а может и миллионам, красноармейцев.

- переправил в СССР коллекцию картин великих русских художников – Брюллова, Васнецова, Коровина, Перова, Репина, Сурикова, Саврасова, Левитана – переданных вдовой русского эмигранта. Всего 16 картин, которые попали в Третьяковскую галерею, Эрмитаж и Русский музей.

- обеспечил отправку в СССР 578 различных боевых кораблей и судов, полученных от США по программе ленд-лиза для ВМФ СССР;

- обеспечил отправку в СССР сотен транспортов со стратегическими грузами.

Вернулся в СССР в апреле 1947 г.

За свою работу в США Н. А. Скрягин был награжден:

1943 год – орден Отечественной войны II степени;

1943 год – орден Отечественной войны I степени;

1944 год – орден Ленина;

1944 год – орден Боевого Красного Знамени;

1944 год – орден Красной Звезды;

1953 год – орден Боевого Красного Знамени.

А также награжден 4 медалями, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и «За победу над Японией».

Указ о награждении Н. А. Скрягина орденом Отечественной войны II степени
Указ о награждении Н. А. Скрягина орденом Отечественной войны II степени

На мой взгляд, не возникает сомнений, что все эти награды Н. А. Скрягин получил заслуженно.

После возвращения в СССР проходил службу на различных должностях.

В 1955 г. вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга (хотя последние годы служил на адмиральской должности).

9 января 1972 г. Николай Алексеевич Скрягин скончался. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.

В мире спецслужб не очень принято хвалить или хорошо отзываться о своих противниках, признавать их заслуги. Но есть моменты, когда этого нельзя не сделать.

Вот и американский разведчик Ладислав Фараго, автор книги «Война умов – анализ шпионажа и разведки XX века», так написал о Николае Алексеевиче Скрягине: «Работая в Штатах более шести лет, он ни разу не скомпрометировал себя и был одним из самых результативных русских разведчиков».