Степан жил в усадьбе Боярыни уже 5 лет, каждый день, вставая в 5 утра, он выгонял скотину на луг вместе с дворовыми псами. Босиком. Боярыня каждый год обещала подарить ему сапоги, но до дела так и не доходило. Осенью земля с каждым днем становилась все холоднее, особенно зябко было утром, когда холодные капли утренней росы неприятно щекотали ноги. Совсем скоро они покрывались у мальчика пузырями, как при обморожении, болезнь скоро приобрела хронический характер и каждый шаг пастуху давался с большим трудом. Как-то задремав на луге, пастуху явился Господь.
- Встань иди в святую пустынь на остров Столобный на озере Селигер. Поставь там часовенку, с Божьей помощью восстанови монастырь старый, чтобы поселилось там Божья Благодать и вера.
Проснулся Степан, бросил стадо и пошел до пустыни. Придя, молился неустанно целых два года, нашел сподвижников, восстановил монастырь и стал его настоятелем. Но по-прежнему жил весьма скромно и продолжал ходить босым, потому что обувь носить было невыносимо больно. Каждый день Монах молился за здоровье Барыни.
Другие иноки дивились такому деянию Святого и спрашивали Степана:
- По что ты молишься за нее, ведь она тебя сгубила, мучила целых 5 лет?
- Нет, братья, отвечал Монах. Смысл физического страдания заключается в том, чтобы человек приблизился к Богу душой своей. По мне так физическая боль куда гораздо приятнее, чем сердечные муки. Соединение с Богом дарует Душе истинное Блаженство, и его не может отнять ни одна скорбь. Смысл мне заполнять мое сердце обидой на Барыню, коли она меня ведь к Богу привела?
- Вот скажите, братья, Христос за нас всех пострадал?
- Да, святейший.
- Ну вот, ведь нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за него. Ведь страдание - жертва за любовь и доказательство любви. И еще я Братья, скажу Вам вещь такую, хоть и неприятно будет вам ее слышать: Если бы вы только могли хоть на каплю представить, какая райская сладость ждет Вас на небе, то вы бы согласились жить с червями в келье, которые бы вас поедали заживо.