В настоящее время среди родителей очень часто бытует ошибочное мнение, что развивать ребенка надо уже с рождения. Мамы покупают игрушки, сладости в форме цифр и букв, многие занимаются чтением по методикам Гленна Доммана. Несмотря на то, что врачи, педагоги, психологи бьют тревогу: обучение чтению в раннем возрасте очень вредно!
Мозг ребенка до трех лет развивается полностью как правополушарный.
Правое полушарие ответственно за интуицию, эмоции, за координацию движений. Отделы левого полушария, ответственные за логику, распознавание знаков, еще спят.
Что происходит, когда обучаем знакам (цифрам, буквам, нотам) до трех лет? Обучение идет за счет пластичности мозга. Пластичность мозга - это резервы мозга, которые есть в организме на случай непредвиденных потерь (инсульта, например). И неверно рассматривать пластичность, как неиспользованные резервы мозга. Зона Вернике - центр распознавания письменной речи - находится в КОРЕ головного мозга. Пока зона Вернике не начала свое развитие (а начало развития начинается в 4 года), энергия на освоение знаков берется не из коры, а из субкортикального образования (подкорки). Что такое "подкорка"? Это отдел мозга, регулирующий дыхание, сердцебиение, пищевые рефлексы, и т.д. Мы затрагиваем эти отделы, поэтому у детей, которых интенсивно учили "буковкам", чаще бывает аллергия, или заикание.
До трех лет мы, предположим, используем пластичность мозга, учим овалу, треугольнику, буквам, а в четыре года может начаться аллергия, в семь лет - недержание мочи, в тринадцать лет такой ребенок может стать вспыльчивым и агрессивным, а все потому, что мы залезли с "буковками" в раннем возрасте. Или, может быть, на всю жизнь останется неуклюжим, ему будет труднее научиться завязывать шнурки, потому что до трех лет, вместо того, чтобы перебирать бусины, и тренировать моторику, мы занимались "буковками".
Вот мнение кандидата психологических наук А.В. Семенович:
«Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.
Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным».
Я - педагог-психолог. И очень часто слышу аргумент от мам: я не заставляю, не принуждаю, мы играем. Я объясняю: вас посадить на восемь часов в день заниматься высшей математикой, как вам покажется? А двухлетний ребенок может вынести из прошедшего дня очень мало информации. С маленьким ребенком можно заниматься с перерывами общей сложностью минут 40-50, кому-то меньше. В остальное время - прогулки, игры, общение, и главное - пусть учится играть один.
Для того, чтобы ребенок развивался, необходимо развитие воображения, а оно тренируется в одиночестве. Конечно, если совать печеньки в форме букв, давать яркие игрушки в форме букв, хвалить ребенка, ему быстро понравится. И запомнит он букву, а в этом возрасте он должен научиться запоминать эмоциональное выражение лиц, мамы, если мама рядом с ним большую часть. Развитие эмоций очень важно до 4 лет. Часто бывает, что из детей, которых тренировали знаками до 4 лет, вырастают холодные эгоисты, потому что воспитание эмоций упущено.
К пяти годам у ребенка должен быть сформирован фонематический слух. То есть, он должен хорошо воспроизводить звуки родного языка. Что происходит, когда учат читать трехлетнего или четырехлетнего малыша? Если ребенок не освоил звуки «р», «л», недостаточно четко произносит щипящие, значит, у него недостаточно работает взаимосвязь между артикуляционным и слуховым аппаратами. Вместо того, чтобы больше внимания уделять произношению звуков, мама учит малыша этим звукам в буквенном значении, а это большая нагрузка на нервную систему ребенка.
Одна моя знакомая сразу после рождения своего первенца развесила все стены буквами и цифрами, картинки с буквами, совала печенье, конфеты в виде букв своему чаду, начиная с полутора лет, тренировала в распознавании букв. Когда ребенку было четыре года, знакомая мне заявила: а моя дочь интересуется! Я говорю ей: игрушки в виде букв – это еще не буквы, это – дидактический, то есть обучающий материал. И предназначен он для детей 6-7 лет. А есть еще обучающий материал для студентов вузов, например.
Ну, так давайте, дадим ребенку муляжи анатомические, для студентов медицинских уч. заведений. Поверьте, ребенку будет очень интересно, и будет он очень развитый, по сравнению с другими детьми, будет знать, как называются половые органы на медицинском языке. А можно еще организовать ребенку среду окружающую так, что он будет разбираться в спиртных напитках и в марках сигарет. И будет это тоже очень интересно! Правильно, это нам не нужно. Но вот, почему-то нужно, чтобы ребенок быстрее других детей научился читать. Зачем? Поверьте, читающий ребенок в 4 года – педагогу это не говорит о том, что ребенок умнее и более развит, чем другие дети. Всему свое время.
Ребенок мамы, которая с младенчества учила его буквам, в 4,5 года резко заболел аллергией, сейчас девочке семь лет, борются с болезнью безуспешно. Да, есть случаи, когда ребенок в три года читал, и вырос здоровым. Но это скорее исключение, чем правило.
Если хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, пусть бегает, прыгает, танцует.
До семи лет идет интенсивное образование двигательных нейронов. Ученые доказали, чем больше ребенок до семи лет будет бегать, прыгать, лазить по шведской стенке, тем выше в дальнейшем у него будут успехи в математике.
Занимайтесь лепкой, рисованием, делайте аппликации.
Любите своего ребенка и будьте счастливы!
Понравилась статья? Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи!