Найти тему
Алексей Болсанов

Эффект 22, или неумышленный косяк в социологических исследованиях

Социологические/маркетинговые исследования о потребительских, медийных или политических предпочтениях до сих пор, как правило, проводятся по телефону. В основном по стационарному. Один раз – методом случайной выборки, а дальше номер телефона попадает в базу данных на длительный срок.

Кое-что из истории автоматической электросвязи СССР/России

Когда в каком-либо городе 6-значная нумерация менялась на 7-значную (в Москве – в 1963-1968 гг., в Ленинграде – в середине 1970-х, в других городах-миллионниках – в 2000-х гг.), то по умолчанию в начало прежнего номера добавлялась двойка. В малых и средних городах при переходе с 5-значной системы на 6-значную – тоже (за редким исключением). Так было удобнее чисто технически.

Исторически сложилось так, что в любом городе (хоть в крупном, хоть в среднем, хоть в малом), в первую очередь телефонизировались центральные районы, а также кварталы, расположенные близко к центру и наиболее престижные районы. Начиная с конца 1960-х гг. (в Москве – после перехода с буквенной системы) и до 2000-х гг. телефоны там чаще всего начинались на 2.

"Позвони мне, позвони". Из к/ф "Карнавал" (1981). На 0- и на 8- стационарные телефоны в СССР/России не начинались и не начинаются.
"Позвони мне, позвони". Из к/ф "Карнавал" (1981). На 0- и на 8- стационарные телефоны в СССР/России не начинались и не начинаются.

Впоследствии многое что менялось: и первые цифры номеров, и префиксы городов (08222 на 0822, затем – на 4822 и т. п.) В базах данных социологов порядка половины номеров начинались на прежнюю "2" (при смене номера робот автоматически продиктовывает новый). Таким образом, сформировалась определённая совокупность номеров. Многие прежние владельцы квартир, жившие в центральных и/или престижных районах, съехали, продали или сдают квартиры в аренду (но опять же состоятельным и успешным людям). И если бы опросы были бы действительно репрезентативные, то номера на 3- из Чертаново, Выхино или Новогиреево, а также на 4- из Тушино, Гольяново или Медведково, занимали бы в базах данных бОльшую долю.

Отсюда на выходе и завышенный % людей, поддерживающих власть, и покупающих товары премиальных брендов и т. п. И "ваши ожидания – это ваши проблемы" (это к клиентам маркетологов/социологов).