Найти тему

«Заказал в интернете дешёвый ноутбук, получил, но в коробке оказался дорогой. Что делать?» — разбор истории от подписчика

Оглавление

Здравствуйте, друзья!

Один из подписчиков прислал историю и попросил совета, как поступить. Ситуация нетипичная, но у закона  есть чёткий ответ.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

Сама история

«Заказал на сайте одного известного магазина бюджетный ноут для работы — чтобы офисные приложения тянул и браузеры в интернете сидеть.

Заказал самовывоз в магазине и оплату по факту. Уже на следующий день пришла СМС о том, что ноут можно забирать. В самом магазине работник только внешне продемонстрировал ноут, не включая, но я и не настаивал.

Смутило то, что верхняя крышка оказалась темно-серой вместо чёрной, как на фото, но тогда я не придал этому значения. В остальном ноут внешне такой же. На кассе пробили по штрихкоду на коробке.

Запустив ноут дома, обнаружил, что жёсткий диск больше, чем я заказывал. Посмотрел остальные комплектующие — оказалось, что мне выдали более дорогую и навороченную модель, чем я хотел.

Внешне выглядит также, но мощнее процессор, больше оперативки, жёсткий диск большего объёма и дискретная видеокарта. В общем, такой ноут стоит почти в 2 раза больше, чем заплатил я.

Второй день сижу и мучаюсь совестью, как правильно поступить — вернуть в магазин или оставить себе. Из магазина пока не звонили, да и в момент выдачи вроде бы никто не заметил подмены. Что делать?».

Разбор истории

Здесь в наличии как нарушение имущественных прав продавца, так и прав потребителя. Но пойдём по очереди.

Скажу сразу — закон предписывает вернуть ноутбук в магазин, пусть и покупатель не виноват в выдаче ему более дорогой модели.

Об этом говорит статья 1102 Гражданского кодекса РФ, а такие ситуации называются общим термином «неосновательное обогащение».

1. Лицо, которое без установленных законом <...> или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество <...> за счёт другого лица <...>, обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество <...>.
2. Правила <...> применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Проще говоря, когда покупатель по вине продавца получил вещь более дорогую, чем ему положена, то возникает неосновательное обогащение. Неосновательное обогащение всегда подлежит возврату.

В случае, если обнаружится подмена, магазин сможет потребовать вернуть ноутбук или обратиться в суд с иском о том же. Правда ему нужно будет обосновать, что именно этому покупателю передали более дорогой ноутбук.

Разумеется, речь не идёт о краже, мошенничестве или другом преступлении.

Со стороны продавца тоже есть нарушение — товар покупателю был передан с нарушением статьи 467 ГК об ассортименте товаров.

Но обычно в таких случаях в «накладе» оказывается пострадавший клиент — ему передаются более дешёвые товары или не весь комплект. А тут покупатель даже выиграл от ошибки магазина.

В итоге:

1. ГК РФ обязывает покупателя вернуть ноут в обмен на заказанный. Да и вернуть ноутбук, на мой взгляд, будет правильно по совести.

2. В случае обнаружения ошибки продавец может потребовать ноут назад.

3. Можно договориться с магазином, заплатив разницу в цене.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********