Найти в Дзене
Бэлла Ефимова

НА НЕВЕ, ЛЕТОМ 1963 ГОДА ПРЯМО НА РЕКУ СЕЛ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ

Мы живём в напряжении. Напряжение нам создают наши СМИ.. Каждая программа Новостей на ТВ начинается с какой-нибудь неприятности, беды, катастрофы..

Вот тут под Комсомольском-на-Амуре рухнул самолет. Вроде бы испытательный. В Комсомольске ведь известный авиационный завод. Уже разные мнения, сомнения, выводы...

В этом году нам неоднократно рассказывали об упавших самолетах. О выживших людях и погибших.. Ну и я вспомнила- несколько лет назад видела тему - о которой я сегодня и сделала постик.

ВОТ УЖ ЧУДО! А я ничего об этом не знала. Летом 1963-его  я была на Украине в Никополе с маленьким Игоречком.. Там об этом случае, конечно, ничего не знали.   Не интересно им было, что делалось вне их города Никополь..Там тогда разговор был  только о том, как хорош Хрущев со своей позицией  по кукурузе.. Помнится тогда начались проблемы с хлебом. Пшеницу Хрущев продавал ТУДА, а нас кормил жутким кукурузным хлебом..
-=-=-=-=-=-=-=
Летом 1963 г., в Ленинграде произошёл уникальный для мировой гражданской авиации случай - пассажирский Ту-124 совершил посадку на воду реки Невы.

Фотография сделана издалека, исподтишка..Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124. © / Юрия Туйск / Из личного архива
Фотография сделана издалека, исподтишка..Эта уникальная фотография впервые увидела свет лишь через 30 лет после приводнения Ту-124. © / Юрия Туйск / Из личного архива

При этом никто из 44 пассажиров не пострадал. Если бы не чудесное приводнение, самолёт мог рухнуть в центре города на Исаакиевский собор. Смотрела я на фото - сразу и не поняла - потом прочла - это мост строился еще..

Круги над городом

Журналист «АиФа» разыскал очевидца происшествия, жителя Петербурга Юрия Туйска, которому удалось сфотографировать плавающее по Неве воздушное судно. Снимок обошёл весь мир, правда, случилось это спустя 30 лет. До этого Юрий Викторович опасался публиковать фотографию, ведь всем собравшимся в 1963 г. очевидцам милиция снимать запретила: отнимали фотоаппараты, засвечивали плёнку.
«Я улучил момент, когда милиционер отвернулся, - вспоминает Туйск. - Жил я неподалёку от места приводнения. В тот день сидел на балконе и вдруг заметил, что народ бежит к набережной. Было ясно: что-то случилось. Каково же было моё удивление, когда на реке я увидел плавающий Ту-124, из которого по крылу на берег перебирались пассажиры. Я сразу же побежал за фотокамерой. Запомнил двух детишек и их лица - как у маленьких старичков. Было видно, что пассажиры много пережили. Среди всех выделялся человек в лётной форме, он что-то возбуждённо докладывал начальству, которое срочно прибыло на вертолёте. Потом я узнал, что это был командир экипажа 
Виктор Мостовой».

Виктор Мостовой дает  интервью
Виктор Мостовой дает интервью

Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала не задался. После взлёта не убралось переднее шасси, или, как говорят лётчики, «передняя нога». Самолёт направили в Ленинград, где предстояло совершить аварийную посадку.
Перед посадкой следовало выработать топливо. Ту-124 «нарезал» круги вокруг города на Неве, когда внезапно заглох один из двух двигателей самолёта. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Когда сменили курс, в кабине пилотов повисла тишина - отказал и второй двигатель. Самолёт весом более сорока тонн стремительно снижался на знаменитый Исаакиевский собор, сбоку блестела Нева.

Попытаться представить себе,что чувствовали в этот момент пассажиры, как нервничали пилоты - просто невозможно. Это одна из очень тяжелых ситуаций.

Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев, пришедший в гражданскую авиацию из военной, приняли решение садиться на воду. Пролетев в 50 метрах над Большеохтинским мостом, а затем над опорами ещё только строящегося моста Александра Невского (ныне самого большого моста Петербурга), самолёт приводнился рядом с Финляндским железнодорожным мостом. С момента отказа второго двигателя до посадки на воду прошло 14 секунд.

Приводнение - особая статья. Чаще всего машина просто разваливается на части. До этого случая в мировой истории гражданской авиации благополучные приводнения самолётов можно было сосчитать по пальцам, а вот трагичных - десятки. А здесь никому даже не пришлось оказывать медицинскую помощь. Вот это и есть настоящий профессионализм.. теперь все время стараются не назвать ошибки непрофессионализмом. Обтекаемо говорят - человеческий фактор.....

Отважная Шурочка

В течение рейса в салоне самолёта пассажиров подбадривала бортпроводница Шурочка - Александра Михайлова. Самая старшая в экипаже (ей был 41 год), она прошла Великую Отечественную и в этой нештатной ситуации не растерялась. Благодаря Шурочке не возникло паники. Её уже давно нет на Земле.. Виктор Мостовой, которому на момент аварийной посадки было 27 лет, умер в середине 90-х в Израиле, куда вместе с семьёй эмигрировал в конце 80-х гг. Нет в живых и второго пилота - Василия Чеченева.

После блестящей посадки на Неву экипаж хотели наградить орденами, но почему-то этого не произошло, хотя спасённые пассажиры написали коллективное благодарственное письмо. (Почему-то.. почему-то..)

«Аэрофлот» подарил Мостовому двухкомнатную квартиру, куда семья лётчика переехала из тесной коммуналки.
Расследование показало, что двигатели заглохли, поскольку было выработано всё топливо, однако приборы показывали иное, вводя в заблуждение лётчиков. Этот случай изучают в Cанкт-Петербургском университете гражданской авиации.

В день спасения самолёта по ленинградскому радио сделали краткое объявление. «Никаких статей в газетах, - вспоминал Юрий Туйск. - Они появились спустя несколько месяцев, правда, без фотографий. Самолёт затонул к вечеру того же дня. Его вытащили краном и разрезали автогеном».
Ну а пассажиров  отправили в Москву. Наверное, поездом.. Самолетом   скорее всего,  они  ехать побоялись. Такое пережить!!

Если бы такое чудо произошло в наши дни.. Это был бы фурор, ажиотаж, пафос - на весь мир.. А тогда - вот так кратенько, тихенько... Без наград..