Микроавтобус «Старт» - одна из самых стильных, и в то же время самых странных машин, производившихся в СССР. И пожалуй, единственная, сделанная не по «совету партии», а по инициативе небольшого предприятия из Северодонецка, Луганской области.
По преданию, всё началось с идеи создать прицеп – кемпер, постепенно трансформировавшейся в микроавтобус со стеклопластиковым кузовом. Проектировали «Старт» на Северодонецком авторемонтном заводе (САРБ), под руководством инженера Г.Дьяченко, который до этого уже успел создать один самодельный автомобиль с кузовом из пластика.
Активное участие в проекте принимал главный инженер Луганского автотреста А. Иванов, а изначальная идея принадлежала А. Антонову, большому начальнику из Луганска.
Технической базой для «Старта» послужила «Волга» 21-й модели. От ней взяли переднюю подвеску, двигатель и коробку передач, задний мост, электрооборудование, элементы салона, рулевой механизм и тормозную систему.
Кузов из стеклопластика не мог нести нагрузку, поэтому машину строили на рамной основе. Усилители панелей кузова – деревянные. Мотор сместили за переднюю ось, получилась почти среднемоторная компоновка, но зато удалось упростить карданный вал.
Очень нестандартным решением для минивэна стал отдельный багажник в задней части машины. Он добавлял силуэту особого шарма. Вообще, надо отметить великолепный для своего времени дизайн автомобиля.
Штучное производство началось к концу 1963 года. Каждая машина – продукт ручной работы, каждый кузов делали вручную. Несколько машин даже отправили на испытание в Москву, в надежде дать проекту по-настоящему большое будущее, но увы...
На испытаниях в естественных, так сказать условиях, в том числе в качестве маршрутного такси, быстро вылезли все «детские болезни» конструкции и масса проблем.
В общем, большого будущего у «Старта» не вышло, практически все микроавтобусы работали по месту своего производства, и в большой стране могли остаться незамеченными, если бы не легендарный фильм «Кавказская пленница», в самом конце которого главная героиня уезжает на «Старте».
До наших дней уцелело менее десятка оригинальных «Стартов» в разном состоянии, и, насколько мне известно, сделана одна реплика, которая экспонируется в «Мастерской Шаманского».
...