Найти тему
New Post

Легендарный микроавтобус «Старт» из фильма "Кавказская пленница".

Микроавтобус  «Старт» - одна из самых стильных, и в то же время самых странных машин,  производившихся в СССР. И пожалуй, единственная, сделанная не по «совету партии», а по инициативе небольшого предприятия из  Северодонецка, Луганской области.

По  преданию, всё началось с идеи создать прицеп – кемпер, постепенно трансформировавшейся в микроавтобус со стеклопластиковым кузовом. Проектировали «Старт» на Северодонецком авторемонтном заводе (САРБ), под  руководством инженера Г.Дьяченко, который до этого уже успел создать  один самодельный автомобиль с кузовом из пластика.

Юрий Андрос (крайний слева) объясняет концепцию будущего автомобиля на маленьком макете.
Юрий Андрос (крайний слева) объясняет концепцию будущего автомобиля на маленьком макете.

Активное  участие в проекте принимал главный инженер Луганского автотреста А.  Иванов, а изначальная идея принадлежала А. Антонову, большому начальнику  из Луганска.

Технической  базой для «Старта» послужила «Волга» 21-й модели. От ней взяли переднюю  подвеску, двигатель и коробку передач, задний мост, электрооборудование, элементы салона, рулевой механизм и тормозную систему.

Кузов  из стеклопластика не мог нести нагрузку, поэтому машину строили на  рамной основе. Усилители панелей кузова – деревянные. Мотор сместили за  переднюю ось, получилась почти среднемоторная компоновка, но зато  удалось упростить карданный вал.

Контрформа в сборе.
Контрформа в сборе.

Очень  нестандартным решением для минивэна стал отдельный багажник в задней  части машины. Он добавлял силуэту особого шарма. Вообще, надо отметить  великолепный для своего времени дизайн автомобиля. 

Салон "Старта".
Салон "Старта".

Штучное  производство началось к концу 1963 года. Каждая машина – продукт ручной  работы, каждый кузов делали вручную. Несколько машин даже отправили на  испытание в Москву, в надежде дать проекту по-настоящему большое  будущее, но увы...

Первый «Старт» в Москве. У машины (слева направо): Геннадий Дьяченко, Алексей Иванов и водитель-испытатель Михаил Любохинер.
Первый «Старт» в Москве. У машины (слева направо): Геннадий Дьяченко, Алексей Иванов и водитель-испытатель Михаил Любохинер.

На  испытаниях в естественных, так сказать условиях, в том числе в качестве  маршрутного такси, быстро вылезли все «детские болезни» конструкции и масса  проблем. 

В общем, большого будущего у «Старта» не вышло, практически  все микроавтобусы работали по месту своего производства, и в большой стране могли остаться незамеченными, если бы не легендарный фильм «Кавказская пленница», в самом конце которого главная героиня уезжает на  «Старте».

Кадр из фильма «Кавказская пленница».
Кадр из фильма «Кавказская пленница».

До  наших дней уцелело менее десятка оригинальных «Стартов» в разном состоянии, и, насколько мне известно, сделана одна реплика, которая экспонируется в «Мастерской Шаманского». 

-7

...