В прошлом году на новогодних каникулах мы путешествовали по Вологодской и Архангельской области. Где-то на середине маршрута заехали в Красноборск — небольшой поселок городского типа в Архангельской области — переночевать и погостить у родителей нашей подруги.
Я сама родом с севера, и в этих местах бывала в детстве — лет в одиннадцать меня отправили отдыхать в санаторий «Солониха», что недалеко от Красноборска. Поэтому решено было посетить «Солониху», а по дороге заехать в заброшенную деревню Шеломя (или Шоломя, как говорят местные с ударением на первую «о»), в которой, по преданию, «стоял станом» сам Ермак, готовясь к походу на Сибирь. И даже оставил там клад.
«Северная» версия похода Ермака
С именем Ермака обычно все связывают Сибирь, которую он покорил для Российского государства, и Урал, откуда он начал свой поход. Однако есть и «северная» версия этого события — мол, стартовал-то атаман со своей дружиной не с Урала, а из окрестностей местечка Шеломя, что в долине реки Евды.
Основана эта версия на том, что вотчина Строгановых — тех самых землевладельцев и промышленников, которые позвали Ермака защищать Пермь Великую от хана Кучума, — находилась в Сольвычегодске, недалеко от Шеломи. Ведь Строгановы занимались в том числе солеварением, и как раз на месте современной «Солонихи», где я отдыхала в детстве, находились их солеварни.
Ермак с дружиной прибыл по приглашению Строгановых для защиты их вотчины в Пермском крае 28 июля 1579 года. Однако лишь часть казаков атаман оставил для охраны Перми и ее торговых путей, а с остальными перебрался в Сольвычегодскую вотчину. В музее Сольвычегодска храниться запись о том, что «Ермак, бежав с Волги, поселился в остроги Северных увалов в Двинском крае».
Почему там? Дело в том, что в этом крае протекает четыре реки разной величины: большая — Северная Двина, средняя — Уфтюга и две малые —Евда и Лябла. И они хорошо подходили для тренировки перехода с одного водного пути на другой.
К тому же, в местечках Белой Слуде и Цивозере ранее была развита кустарная металлургия — и там, согласно местным легендам, делали оружие и доспехи для армии Ермака. Ковали оружие и в окрестностях Яренска и Сольвычегодска. Да еще и ратников набирали среди местных — в Сольвычегодске и на территории будущего Красноборского района.
Есть ли клад в Шеломи?
Итак, якобы в долине реки Евды, недалеко от деревни Шеломи, стоял с частью своей дружины Ермак, готовясь к знаковому походу. Ходят слухи, что после войны в местечке были найдены остатки деревянного струга, который, впрочем, потом бесследно исчез.
Первое упоминание в летописях о Шеломе датировано 1555 годом, когда местные крестьяне запросили у царя Ивана Грозного «лесу чёрного» для строительства церкви. А последние жители покинули деревню еще в начале девяностых, хотя до войны в долине Евды было целых восемнадцать деревень и три хутора.
Вот некоторые географические названия мест близ Шеломи — гора Ермачиха, Ермаков ручей, Ермакова лестница, Ермаков колодец. Именно в последнем, по преданию, Ермак Тимофеевич схоронил награбленное в походах по Волге добро перед тем, как отправиться через Уральские горы в Сибирь. Ни колодец, ни клад до сих пор никто не нашел, хотя периодически такие попытки делаются.
Мне думается, что все топонимы и даже легенды рождаются не на пустом месте. И хотелось бы, чтобы исследованием окрестностей Шеломи в ближайшем будущем занялись историки и археологи. Кто знает, что хранит в своих недрах эта древняя северная земля?
А пока суть да дело, местные активисты собственными силами провели реконструкцию старинной деревенской церкви и пытаются привлечь туристов, организуя маршруты, связанные с именем покорителя Сибири.
Шеломя — удивительное место, не только с исторической, «легендарной» точки зрения, но еще и завораживающе красивое. Зимой нам не удалось спуститься с холма в долину — все подходы были засыпаны снегом, а летом, конечно, можно увидеть гораздо больше и даже посетить отреставрированную Никольскую церковь, основание которой датируется серединой XVII века.