Ночь перед Рождеством: черевички для Оксаны

14K прочитали

Хотя я вчера и написала о башмачках, которые Вакула должен был добыть у царицы, но поняла, что сказала не всё, что собиралась. Поэтому продолжу!

Деталь портрета Екатерины II Д. Левицкого, 1780-е. (сс) Wikimedia Commona
Деталь портрета Екатерины II Д. Левицкого, 1780-е. (сс) Wikimedia Commona

Для нас с вами события, описанные у Гоголя – уже почти что преданья старины глубокой. Причём что времена самого писателя, что время действия повести. Кстати, они определяются довольно точно. Ведь запорожцы, к которым присоединяется Вакула, прибывают в Петербург по делу – просить у царицы не трогать Запорожское войско, которое хотят «поворотить в карабинеры». Ну а если учесть, что вольница Запорожской сечи была упразднена в 1775, значит, действие происходит не позднее 1774. Подтверждение этому – упоминание того, что запорожцы помогли побить турков. А в том году как раз был заключён Кючук-Кайнарджийский мир между Турцией и Россией. Так что какой год на дворе, мы можем определить достаточно точно.

А Гоголь писал этот текст в 1830-31, то есть от него самого всё это отстояло не так уже далеко – всего-то полвека. И приблизительно такие черевички, только, конечно, попроще, могла носить бабушка самого Гоголя...

Вот такими их изобразил наш знаменитый историк искусства и художник Игорь Грабарь. Почти такие, как надо, хотя и не совсем. Нужно более закрытые.

Иллюстрация  к повсети Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1893-94. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Татарстана
Иллюстрация к повсети Н. Гоголя "Ночь перед Рождеством", 1893-94. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Татарстана

В ту эпоху у модных женских туфель были острые носки и довольно высокие каблуки. Эти каблуки сдвигали подальше от пятки, поближе к середине подошвы, чтобы нога казалась поменьше. А форма каблука, расширяющегося книзу, оказалась такой популярной, что сохранилась вплоть до начала XX века. И называли такие каблуки «Людовик XV» - в честь французского короля, современника Екатерины II.

Туфли, 1750-60-е. Из коллекции Музея изящных искусств (Бостон)
Туфли, 1750-60-е. Из коллекции Музея изящных искусств (Бостон)

А ещё, замечу, различия на правую и левую в парах обуви тогда ещё не делали. Так что, несмотря на всю красоту, эти атласные, или бархатные, или шёлковые туфли, украшенные вышивкой, драгоценной пряжкой или даже кружевом, были не очень удобными.

Смогла ли Оксана носить свои черевички, без привычки к таким высоким каблукам, по ноге ли они ей – это ещё вопрос! Правда, как сказал мой друг, про размер она Вакуле ничего не говорила. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!