Крещение великой равноапостольной княгини Ольги
Великая княгиня Ольга, в возрасте 67 лет, будучи просвещена проповедью Евангелия, отправилась в Царьград, для принятия таинства крещения. Это событие произошло в 957 году. При крещении княгиня получила имя Елена.
По возвращении на родину, великая равноапостольная княгиня остаток жизни посвятила распространению христианства на Руси. Летописи именуют эту женщину «мудрейшей из людей», мудрость её и определила выбор в пользу христианской религии. Стоит напомнить о том, что бывшая язычница Ольга, прославилась своей жестокой местью за убийство мужа, князя Игоря. Крещение же полностью переменило её образ жизни и нрав.
Молодому киевскому государству нужна была религия, которая объединила бы разрозненные племена, пребывающие в постоянных междоусобных войнах. Это понимала мудрая правительница. Она пыталась уговорить принять крещение и своего сына князя Святослава, но не преуспела в этом. Новая религия была ему не по нраву. Над христианами тогда насмехались. Однако, Ольга имела большое влияние на своих внуков, будущих князей. После смерти Ольги князь Святослав начал гонения на христиан. С приходом к власти его сыновей, христиан ждало значительное улучшение положения.
Крещение великого равноапостольного князя Владимира.
Окончательное принятие христианства на Руси произошло так.
Владимир был ещё ребёнком, когда умерла его бабка Ольга, поэтому он в меньшей степени, чем его старшие братья испытал на себе её влияние. Кроме того, будущий великий князь в детстве был увезён на воспитание в Новгород, где язычество явно предпочиталось христианству и вырос под влиянием идолопоклонства.
Принятие власти над Киевом князем Владимиром означало торжество язычества над христианством. Молодой князь стал обильно украшать город идолами. По свидетельству летописцев, никогда на Руси не было прежде такого разгула идолослужения.
В благодарность за победу в одном из походов, князь решил принести идолам человеческую жертву. Выбор пал на христианского юношу. Поскольку его отец воспротивился происходящему и выступил перед народом с обличением безумия язычества, оба были растерзаны разъярённой толпой. Но гибель христианских мучеников не была напрасной, происшедшая трагедия стала одним из событий, ускоривших торжество православия.
Владимир славился широтой натуры, разгульным нравом, женолюбием и общей склонностью к излишествам. Но эта же широта души и сделала впоследствии возможным коренной переворот сознания и всей жизни бывшего идолопоклонника. Всей душой приняв православную веру, Владимир стал подобен апостолам.
У молодого киевского государства на тот момент появилась потребность в новой вере, которая объединила бы племена вокруг Киева и его князя. Начался выбор новой религии.
По свидетельству летописей, к Владимиру приходили послы, представлявшие религии соседних с Русью государств. Самое сильное впечатление на князя произвёл греческий православный миссионер. Он рассказал князю Владимиру об учении о Искуплении, загробной жизни и Страшном суде, продемонстрировав икону с изображением последнего.
Выслушав представителей всех религий, Владимир решил отправить десять своих посольств в разные государства, для испытания их веры. Послы, побывавшие в константинопольском храме святой Софии на богослужении, рассказывали, что они не понимали, где находятся, на земле или на небе. Их рассказ утвердил князя в выборе новой религии. Серьёзным аргументом в пользу православной веры был также выбор княгини Ольги. Требовался лишь подходящий случай.
В 988 году Владимир отправился с войском в поход на Корсунь, обещав в случае победы принять крещение. Завоевав город, князь потребовал у тогдашних правителей Византии Василия и Константина руки их сестры, царевны Анны. Согласие было получено при условии, что князь перед свадьбой примет крещение.
Пока царевна была в пути в Корсунь, у князя Владимира серьёзно разболелись глаза.
Прибыв в город, Анна принялась убеждать князя поторопиться с крещением, чтобы скорее излечиться. Действительно, сразу после принятия крещения, с именем Василия, Владимир прозрел. «Только теперь я узрел Бога истинного!» — воскликнул князь исцелившись.
Взяв с собой церковную утварь, чудотворные иконы и пресвитеров, Владимир отправился домой.