Самая новая форма пользования автомобилем в России называется подписка. Это долгосрочная аренда на срок от месяца до года. В отличие от лизинга, последующий выкуп не предполагается: вы продлеваете контракт на следующий период или возвращаете машину. В США и Европе сервис уже активно развивается, у нас же появился только несколько месяцев назад. Пионером стала марка Volvo, о желании запустить свою программу «автомобиль по подписке» заявил и Hyundai. У шведов взять в аренду можно только вседорожник XC60, корейцы обещают выкатить всю линейку кроссоверов от «Креты» до «Санта Фе».
В ежемесячный платеж включены страховка, налог, плановые ТО, помощь на дорогах, зимние шины (включая стоимость их хранения и замены). От клиента требуется оплачивать только бензин и парковку. За Volvo XC60 в год придется отдать 714 000 рублей (59 500 рублей в месяц) и при этом проехать разрешается не более 30 000 километров по ограниченному числу регионов. Удобно? Пока непонятно. Когда предложение станет шире, можно будет оценить интерес россиян к оригинальной идее. Главная задача дилеров – убедить клиентов, что классическая форма владения машиной менее удобна и более затратна. Удастся – «подписка» станет востребованной.
Наконец, есть еще одна форма краткосрочного проката. Свои личные автомобили некоторые частники готовы сдавать в аренду другим частным лицам. Происходить это может через специальные онлайн-площадки или при посредничестве агрегаторов подобных предложений. Для большинства россиян такой подход к собственной машине наверняка покажется неприемлемым, и сервис останется экзотикой (если вообще выживет). Ну а раз выход в массы услуге не грозит, то и развиваться она будет очень вяло.