Несколько дней назад побывала в Суздале в музее деревянного зодчества и крестьянского быта.
Очень понравилось.
Слово «изба» произошло от слова «истопить». «Истопка» - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба». Внутреннее убранство русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, сундуки – все делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью.
Посетив деревянные избы 18 века, перевезенные сюда из сел Владимирской земли, поймала себя на мысли, что современные идеи устройства жилища взяты из древности. Посмотрите сами.
Войдя в сени (позже – прихожая), увидите большой сундук.
Чем не шкаф - купе, только в горизонтальном положении? По объему -соизмеримы.
Сундук в избе занимал место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданое, и одежда, и простые бытовые мелочи. Поскольку в нем хранили самое ценное, в нескольких местах его оковывали для прочности железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой, встречались и маленькие сундуки, похожие на шкатулки. Сундук изготавливался из дерева – из дуба, реже из березы.
Сундук явился предшественником комода или шкафа для одежды.
Изба
Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон (как в студии)
Зона кухни – русская печь.
В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом – ступа с пестом и ручная мельница.
Зимой под опечком держали птицу и молодых животных.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой.
В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.
Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности на женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Гостиная, а в избе по диагонали от печи - красный угол с иконостасом.
Здесь висела особая полочка с иконами – божница, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку. Под божницей стоял обеденный стол с хлебом и солью. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
Лавки и скамьи.
В русском жилище неподвижные лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, сна, хранения различных хозяйственных мелочей. С правой стороны от входа размещали широкую лавку, огороженную досками из дерева. Их вырезали в форме конской головы, отсюда такое необычное название мужского угла – «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Для женщин и детей - лицевые, расположенные под окном, где занимались прядением, вязанием, шитьем.
Рядом с женской лавкой висела люлька.
Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки, и качала ее.
В отличие от лавки, которая прикреплялась к стене, скамья была переносной. Ее можно было в случае нехватки спального места поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для постели, или поставить к столу.
Зона сна. Печь и полати.
На печи, самом теплом месте избы, спали старики, которые взбирались туда по приступкам - приспособлению в виде 2-3 ступеней.
Одним из обязательных элементов интерьера были полати - деревянный настил от боковой стенки печи до противоположной стороны избы. На полатях спали, залезая с печи, сушили лен, пеньку, лучину. На день туда закидывали постельные принадлежности и ненужную одежду. Полати делали высокие, на уровне высоты печи. Свободный край полатей нередко ограждался невысокими перильцами-балясинами, чтобы с полатей ничего не падало.
Полати были излюбленным местом детей: и как место для сна, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.
Рукомой и лохань.
Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали.
Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Место для лохани было либо у входной двери, либо у печного столба. Лохань, в которую сливали воду, делалась не очень большой, чтобы ее можно было в одиночку вынести и вылить. В самом же сосуде - рукомойнике - всегда была вода. Она считалась самой чистой. И первый ковш воды, принесенный в дом, выливали именно в рукомойник. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле.
Рядом с рукомоем висело незатейливое (без орнамента) полотенце. Называли его «утиральник» или рукотерка и хозяйка его часто меняла.
Освещение
На Руси для освещения крестьянской избы использовали зажжённые лучины.
Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик, куда летели искры.
Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашеные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.
Об утвари в хозяйственном быту расскажу в следующий раз.
А что вы думаете об общих чертах жилищ, разделенных веками? Просматриваются ли они?