Найти тему
Ритм Евразии

Литва, упрекая Россию, забыла, как хотела с Гитлером перекраивать Европу

Президент Литвы Гитанас Науседа обвинил Россию в стремлении переписать историю Второй мировой войны и в нежелании признавать влияние пакта Молотова – Риббентропа на мучительную историю Европы.

«Давайте не будем допускать, чтобы правду заменяли бутафорскими лживыми вывесками», - заявил Науседа, подразумевая слова российского президента В. Путина о том, что не пакт Молотова – Риббентропа в 1939 г., а мюнхенский сговор западных держав с Гитлером в 1938 г. развязал руки нацистской Германии.

Советский Союз подписал пакт о ненападении с Германией последним. До него это успели сделать Польша, Великобритания, Франция, Литва, Латвия и Эстония. Москва неоднократно предлагала европейским державам создать блок для противодействия Берлину, но каждый раз натыкалась на равнодушие. Запад толкал Гитлера к походу на восток и о подписании оборонительного соглашения с СССР не могло быть и речи.

На фотографиях той эпохи рядом с Гитлером запечатлены диктатор Польши Пилсудский, премьеры Франции и Великобритании Даладье и Чемберлен. Сталина рядом с Гитлером не было.

После раздела Чехословакии Польшей и Германией в 1938 г. у Москвы не оставалось сомнений в желании Запада покорить Советский Союз гитлеровскими руками. Дело в том, что Чехословакия считалась соединительным звеном в возможном франко-советском блоке. Ось Москва – Париж проходила через Прагу. Но согласие Парижа на уничтожение чехословацкого государства свидетельствовало об отсутствии у французов намерений дружить с Москвой.

Литва подписала пакт с Германией на четыре месяца раньше СССР. Литовский президент Антанас Сметона поставил на документе свою резолюцию: «…одобряю его, принимаю, ратифицирую и от имени Литовской Республики обязуюсь неукоснительно соблюдать».

Политика предвоенной Литвы не была пассивной. Пактом с Германией литовцы надеялись сбалансировать укрепление польско-германского союза. Между поляками и литовцами царил антагонизм. Польша подписала пакт с фюрером самой первой – в 1934 г. В случае войны Гитлера против СССР Варшава планировала заграбастать всю Литву и удовлетворить свои территориальные аппетиты на Украине и в Белоруссии. Только после реализации этих планов польское государство могло приблизиться к заветной мечте – превратиться в Речь Посполитую «от моря до моря».

От полного поглощения Польшей Литву спасли советские войска. Советский солдат вернул литовцам Клайпеду, отошедшую Германии по условиям пакта с Гитлером, и заодно Вильнюс, на который претендовали поляки. Польская песенка «Една бомба атомова – вручимы до Львова. Ешче бомба инна – вручимы до Вильна» («Одна атомная бомба – и вернёмся в Львов. Ещё другая бомба – и вернёмся в Вильнюс») так и осталась влажной мечтой варшавских шовинистов.

Теперь Литве нестерпимо признавать, что она существует на карте мира благодаря Красной армии. Нестерпимо признаваться, что в 1939 г. Литва надеялась под сенью Третьего рейха силой и кровью решить территориальный вопрос с Польшей. Приходится выдумывать сказку про злого Сталина, поработившего добрую Литву.

Оригинал статьи размещен здесь