Найти тему
BOOKvajed

Элой Морено “Невидимка”

Элой Морено “Невидимка. О школьной травме от первого лица” (2018 г.), 4/5.

Я слишком часто видела эту книгу у себя в ленте, а тема слишком больная для меня, чтобы её пропустить.
“ПОКА МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ, ЭТО НЕ МОЯ ПРОБЛЕМА”
Всем невидимкам посвящается.

Я не очень люблю книги о травле в школе, об издевательствах над детьми, потому что довольно хорошо знаю, что это. И когда слышу от человека, что школьные годы — лучшие в его жизни, по телу пробегают мурашки. Потому что для меня школа — то время, в которое я бы не хотела возвращаться никогда. Даже мысленно.

В прошлом году читала книгу “13 причин почему” и отметила, что автору стоило бы побывать в любой минской школе в неблагополучном районе, чтобы события его книги потеряли драматический оттенок. В одноименном сериале сценаристы чуть сгустили краски, потому что книга выглядела ну уж совсем простой.

В теме о школьной травме мне тяжело быть объективной, потому что тут я сама обычно делаю то, что ненавижу в других людях, — обесцениваю чужой опыт. Это когда говоришь: ой, да что там его история, послушайте лучше, как было у меня. Так что попробую абстрагироваться от себя и обратиться к книге.

Повествование ведется от лица сразу нескольких персонажей: главных участников событий. Здесь каждая глава — слова и видение отдельного героя. Книга написана довольно запутанно, и первое время я просто не могла вникнуть и понять, с кем же в данный момент происходят события. Автор лишает героев имён и представляет их только описательно: а вот этот мальчик, а эта девочка, а еще этот мальчик с синяком под глазом и т.д. И вместо того, чтобы с самого начала погружаться в книгу, ты сидишь и разгадываешь загадки.

Но всё-таки хороша идея автора дать голос и другим персонажам. Так мы можем посмотреть на историю со всех сторон: жертвы, учителей, агрессора, друзей жертвы. Хотя сюжет и главный конфликт книги можно описать одним предложением: жил одинокий мальчик, над которым издавался другой мальчик, который за своей агрессивностью прятал ранимую душу. Конец.
Стиль автора немного телеграфный и при этом наполнен пустыми эпитетами и метафорами. Он говорит много красивых слов, за которыми не прячется ничего. И я не могла понять, каков всё-таки возраст главного героя. По описанию это уже подросток, но повествование так наивно, будто ему лет 10-12.

Еще один минус книги для меня в том, что это просто история, а не анализ причин и обстоятельств того, как всё описанное в ней могло случиться. Ещё и с романтизацией отрицательного персонажа: посмотрите, у него ведь были причины заниматься буллингом этого мальчика, да он просто недолюбленный ребёнок, вот и ищет способы выместить свою злобу.

А дети очень жестокие существа, просто потому, что у них еще мало информации об устройстве этого мира, и такое поведение порой им кажется единственно верным. А раз школа — это место, где мы на протяжении 11 лет своей жизни проводим столько времени, то она должна быть для нас вторым домом. Но, увы, система образования построена так, что у учителей просто нет времени заниматься тем, что действительно важно в их работе. И здесь мы не вправе обвинять их в бездействии, потому что они просто заложники этой системы. Им не платят за то, чтобы они следили, кто там кого буллит.

Книга читается очень быстро, буквально за пару часов, но оставляет после себя пустоту. В любом случае, это важная и нужная книга, потому что такие темы стоит поднимать. Но я не могу разделить всеобщих восторгов от неё.