Никлас Натт-о-Даг 1793. История одного убийства
Вы когда-нибудь создавали личную классификацию прочитанного?
Есть книги – «открытия» и книги – «потраченное время».
Книги – «мэтры, наставники» - тяжеловесные, но, по устоявшейся традиции, обязательные к прочтению (иначе, как ты можешь считать себя образованным человеком, если не читал то, чем восхищаются все?!). И книги – «конкурсанты», которые отбирал лично ты; они как приятные, ненавязчивые знакомые, в обществе которых ты хорошо провел время без обязательств продолжать встречи (перечитывать).
Есть книги – «на всю жизнь», чем-то зацепившие глубоко внутри, к которым ты можешь возвращаться или нет с течением времени, но всегда будешь их помнить. И книги – «свидания вслепую», их выбор был случайным (скажем, понравилась обложка!), и ты забываешь о них, едва перевернув последнюю страницу или вовсе не дочитав.
Можно перечислять долго… Но, к чему это я? Книга «История одного убийства» стала книгой-разочарованием. Прочла до конца – просто из принципа, чтобы узнать, чем закончится этот рассказ, полный литературной эклектики.
Намешано все: крайняя развращенность высшего общества, коррупция в полицейских кругах, ужасающая нищета простого люда, несколько сомнительных любовных линий… и даже Французская революция (вскользь, но все же).
Главные герои – слабая отсылка к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Умирающий от чахотки, в прошлом принципиальный юрист, а теперь консультант полиции Сесил Винге и инвалид-алкоголик Микель Кардель, доживающий свой век на необременительной службе в полиции нравов.
События романа разворачиваются вокруг жуткой «находки» местной детворы - обезображенного трупа мужчины, выброшенного на берег.
Прочесть книгу подкупило сравнение с «Парфюмером» Зюскинда. Да, описание жизни низов шведского общества подано достаточно атмосферно: ты как будто чувствуешь вонь, которая пропитала сам воздух города гниющими отбросами. Но со временем этот «запах» начинает надоедать, да и детальное описание пыток и самого «процесса» убийства напрягает.
Добавим сюда второстепенных героев, чьи сюжетные линии не получили четкого развития и существуют «параллельно» повествованию… и саму неоднозначность и скомканость развязки. Ужасающее преступление оказалось на деле результатом мелочно личной мести, а благородный и принципиальный Сесил Винге – не таким уж принципиальным, но, однозначно, благородным.
И если автор сам пишет, что этот роман – итог исторических изысканий, как-то мелковато для такого замысла… Но, подчеркну, это мое сугубо личное мнение…
… И, парадокс, я вряд ли скоро забуду эту книгу…
P.S. А у вас есть книги, которые оставили о себе неизгладимую память или, наоборот, раздражают впустую потраченным временем? Давайте делиться читательским опытом! Вполне возможно, кому-то из нас он будет полезен.