Найти тему
Спорные мысли

Несколько слов об... ограничениях скорости и безопасности

Снова пошли разговоры о снижении скоростей на дорогах - теперь в форме уменьшения нештрафуемого превышения скорости. Забавно складывается, то депутаты начинают требовать уменьшить это "разрешенное нарушение", и против выступает министр внутренних дел, то вылезает с предложением ГИБДД, а "в отказ" идет премьер-министр... Потом опять меняются ролями - и по новой.

А давайте разберемся, как оно должно быть "по уму"?

* * *

И начнем с... физиологии. Человек природой спроектирован так, что развить скорость выше 45 км/ч он может только если его спустить с горы, как тот "Запорожец". Желательно кубарем. Соответственно отлажены и системы реакции на препятствия: человек физически не в состоянии отреагировать вовремя на препятствие, если скорость движения превышает 50 км/ч.

Не верите? проведите эксперимент. Выезжаете на город, и тут ребенок с заднего сиденья начинает канючить, что ему надо в кустики. А обочина неукрепленная, да еще и канавы - размером с небольшое болото... в общем, надо искать место, где можно съехать с шоссе.

Вот что-нибудь такое ищем, чтобы съехать. Фото: ru.dreamstime.com
Вот что-нибудь такое ищем, чтобы съехать. Фото: ru.dreamstime.com

И упорно держите скорость 60 км/ч. Минут через десять-пятнадцать вам надоест :) Потому что замечать все удобные для съезда места вы будете ровно в тот момент, когда проезжаете их мимо. И уже поздно. И еще раз поздно, и опять поздно... И снова.

А вот при 50 км/ч - уже все получается.

Физиология.

Поэтому - правы, правы нехорошие гиббончики, которые требуют не превышать в городе скорость 60 км/ч! По-хорошему - и 50 км/ч не надо превышать, ни на 10, ни, тем более, на 20 км/ч. Иначе выскочивший перед вами на дорогу школьник будет неприятным сюрпризом. Ну ладно школьник, много в Бразилии школьников, - но выскочивший с пересекающей дороги автомобиль может оказаться сюрпризом смертельным...

* * *

Ну хорошо, а на шоссе? Туда, вроде бы, школьники выскакивать не должны? Да и обзор гораздо лучше, чем в городе, этого школьника мы с вами увидим километра за полтора?

Тут в дело вступает физика. Тормозной путь, знаете ли.

Это такая дрянь, эта физика. Мы-то все увидели, и даже "на капу сразу нажали" (С) Кин-дза-дза. А вот инерция, да силы трения, да туды-сюды... В общем, тут хоть пляши на педали тормоза, а тормозной путь от этого меньше не станет. И если какой-то голосующий на обочине козел вдруг ринулся вашу машину остановить - ну мало ли, ему бабушку надо в больницу?! а скорая тут отродясь не приезжала - то ни он, ни вы её остановить вовремя не сможете. Если скорость будет выше 80-90 км/ч. Просто не успеете.

О, видите, сколько проехал? На заблокированных колесах! Фото: belnovosti.by
О, видите, сколько проехал? На заблокированных колесах! Фото: belnovosti.by

Так что - и тут правы редиски-гиббончики, на обычных дорогах-шоссе не стоит превышать скорость 90 км/ч. А лучше и 80 км/ч не превышать, если вам жалко бредущих по обочине и бампер вашего автомобиля.

* * *

Так что же, так и плестись еле-еле? Не-а.

Решение проблемы нашли немцы в далеких 30-ых годах. Называется - "автобан", в наших местах такие дороги зовут автострадами.

Ну то есть, специальная дорога, по которой можно ездить со скоростью больше 90 км/ч.

В Германии. Фото: sunlinecontracting.com
В Германии. Фото: sunlinecontracting.com

Она, во-первых, должна быть широкая - чтобы при возникновении сложных ситуаций у водителя было пространство для маневра.

Во-вторых, у нее должна быть широкая обочина. И чтобы съехать было куда, при поломке, и чтобы всякие тупые местные рядом с машинами не бродили. Ну или наоборот, обочины совсем не должно быть - опять же, чтобы не бродили всякие.

В-третьих, разделительная полоса должна быть, между встречными полосами движения. Лобовое - эта такая, блин, неприятная хрень... если у кого-то лопнула шина и его повело на встречку - совсем незачем подставлять еще и того, кто едет навстречу.

Ну и в-четвертых, полотно дороги должно позволять движение с высокой скоростью. У умных и аккуратных немцев на таких дорогах даже организуют наклон полотна в сторону внутреннего радиуса поворота! чтобы машину не выносило на скорости наружу. Ну ладно, можно и без таких изысков, но уж во всяком случае не должно быть рытвин и прочих "противозубильных рвов". Потому что на хорошей скорости "улетевшая" подвеска может закончиться печально не только для самого владельца этой подвески, но и для соседей по движению.

* * *

Какое должно быть ограничение на такой дороге?

Тссс! Никому не говорите!

Никакого!

Ну то есть, если дорога спроектирована грамотно и поддерживается в хорошем состоянии - то никакого смысла ограничивать скорость движения нет.

У немцев такие дороги - без ограничений - имеются.

У нас... В советские времена была пара таких участков, километров по пять :) Где-то рядом с МКАД, и на трассе Питер-Москва, под Новгородом. Якобы на минке был такой участок - не знаю, не видел. Сейчас - сомневаюсь. С нашими традициями дорожных работ, думаю - нету таких участков.

Больше - по крайней мере, по нашим дорогам - не стоит... Фото: drive2.ru
Больше - по крайней мере, по нашим дорогам - не стоит... Фото: drive2.ru

Так что, с учетом национальных особенностей... Думаю, 150-160 км/ч, для современных машин, было бы в самый раз. Они примерно так и ездят - ну те, которые штрафы не платят. Остальные держат "разрешенные" 130. Ну или чуть меньше, чтобы погрешность в измерении скорости камерой не сказывалась.

* * *

Выводы?

Гоняйте осторожно и думайте головой. В городе, пожалуйста, не превышайте 50-60 км/ч. На трассе... ну, в зависимости от наличия камер и качества дорожного полотна. Также не забывайте, что если нет широкой обочины, а лучше - бокового заграждения (типа, "мост"), то держать больше 80-90 км/ч - не стоит. Можно кого-нибудь сбить, даже и насмерть, или самому влететь в большие - невосстановимые - неприятности.

* * *

Рисунок: zen.yandex.ru, сток pixabay
Рисунок: zen.yandex.ru, сток pixabay

Вот ведь забавно. Спорность моих "Спорных мыслей", в данном случае, заключается в том, что я в целом согласен с вводимыми ПДД ограничениями... В отличие от 99% моих сограждан, включая вас, мои читатели.