Лично я уверена в том, что у детей нет ограниченных возможностей, и настаиваю: возможности любого ребёнка безграничны во всех смыслах и направлениях. Ребёнок – здоровый или не совсем здоровый, или же очень нездоровый – не знает о том, что его возможности кто-то ограничивает: общество, государство и, как ни странно — родная мама. Границы он увидит и осознает ближе к подростковому возрасту. Увидит и осознает. Но будет поздно.
А пока он – такой, как все: играет с тем, с кем хочется играть, и кто хочет с ним заниматься тем же, поёт о том, о чём хочется петь, и если подпевают, рад этому, ждёт маму, которая должна его забрать из садика, школы или специализированного интерната. Не сравнивает себя с другими, не завидует сверстникам, не подстраивается под сплетни соседей по дому и двору, не заискивает перед власть имущими – учителями, воспитателями, врачами. Он живёт, просто живёт. Пока...
… ибо дальнейшая его жизнь и судьба зависит от мамы, и только от неё: боится мама осуждения со стороны общества – научит бояться ребёнка, показывает соседкам или коллегам свои слабости или слабости ребёнка, извиняясь за них — так до конца жизни будет делать и он тоже. Но самое главное совсем не это, а отношение мамы к своей, такой нелёгкой, доле. Как она к ней относится, так и ребёнок будет относиться к своей собственной. Не иначе.
Потому что человеческая эволюция и психическая деятельность держатся на копировании и передаче информации из поколения в поколение: я копирую свою маму, моя дочь копирует меня или того, кого судьба приписала мне взамен. Это — аксиома, которая не требует доказательств. Ребёнок, здоровый он или нет, будет копировать вас, что бы вы ни делали в этой жизни.
Так задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваша дочь или ваш сын боялись косых взглядов соседей, ваших друзей, сверстников, тех, кто его окружает и будет окружать? Или же вы хотите, чтобы он, ваша кровиночка, был смелым, любопытным, умным, разборчивым, и в любом возрасте — успешным да благополучным во всех смыслах? Тогда — читайте.
Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку:
— о том, что о нём и о семье сплетничают, осуждая-пророча плохое будущее (раннюю смерть, психиатрическую больницу, инвалидную коляску), а также — не допускать подобных разговоров дома при ребёнке или в присутствии его братьев и сестёр;
— «это занятие или вот эта игра тебе не по плечу»;
— «эта девочка или этот мальчик в сто раз здоровее тебя и никогда на тебя даже не посмотрит»;
— «ты обязан родителям по гроб жизни, поэтому не спорь со старшими»;
— «тебе надо жить с мамой и только с мамой, ибо с жизнью для здоровых ты не справишься»;
— спрашивать у ребёнка, зачем он читает «вот эту книгу, слушает такие песни, занимается балетом», когда у него нет на этой дорожке будущего;
— сравнивать его со сверстниками, отпрысками коллег, друзей, соседей;
— рассказывать ребёнку страшилки о его заболевании.
Здесь я перечислила основные ошибки, которые, если вы будете их совершать, сделают из вашего ребёнка обидчивое, закомплексованное, зацикленное на себе и своей болезни, завистливое и злобное, депрессивное существо. Оно вам надо?
Как избежать подобных ошибок, ибо вы всей душой и всем сердцем хотите, чтобы ваш ребёнок жил долго и был счастлив? Обратиться за помощью к специалисту — психологу. Сейчас не девятнадцатый век на дворе, и можно найти центры, где занятия проводятся за минимальную стоимость или даже бесплатно, и вы — не человек с ограниченными умственными возможностями, чтобы путать психолога с психиатром.
Если дети благополучны и счастливы, то счастливы и мы с вами!
Тему о людях с ограниченными возможностями мы планируем развивать и в дальнейших публикациях на нашем канале. Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на канал, ставьте отметку "Нравится" и делитесь публикацией в социальных сетях. Ждём ваших отзывов, комментариев и предложений!