Коренным уральцам трудно представить жизнь в доме, лишенном ворот. Тем не менее, жители Восточной Сибири и некоторых северных губерний России не видят в них необходимости. Почему же тогда ворота на Урале стали такой бытовой необходимостью?
Верхнеуральск, пока входил в возраст на протяжении первых двух сотен лет, постоянно подвергался набегам сначала кочевников, потом белых, красных. Поэтому ворота вкупе с крепким высоким забором (нередко каменным да еще снабженным бойницами, на которые до сих пор можно любоваться в Карагайском, Урлядах, Сухтелях), рубленой избой и такими же хозяйственными постройками являли собой маленькую крепость хозяина. Внесли определенную долю любви к воротам поехавшие, было, на Урал староверы. И так это въелось в кровь потомкам, что даже когда в советскую эпоху развернулось строительство типовых двухквартирных домов, окруженных казенным штакетником, любой уважающий себя новосел стремился как можно скорее заменить калитку на добротные ворота. Именно тогда появилась мода на однотипные, безликие и громыхающие на всю округу железные ворота.
Отступив же чуть назад, можно увидеть другую картину. Верхнеуральские ворота конца девятнадцатого века (разговор ведется о той поре, потому что особо стойкие экземпляры мастерски сработанных ворот «дожили» до наших дней), в отличие от своих собратьев крытых дворов, подведенных под одну крышу с жилыми и хозяйственными помещениями, более самостоятельны в эстетическом отношении. Они расположены в ограде, замыкающей обычно в четырехугольник конструкцию всей усадьбы, и создают с ней единый ансамбль.
За воротами протекает своя жизнь, огражденная от чужих (завистливых или осуждающих) глаз, со свойственными только данной семье особенностями и укладом.
С другой стороны – совсем другое дело: там улица с соседями, друзьями и врагами, а дальше – чистое поле и «вся подсолнечная сторона», то есть весь мир, белый свет.
Традиционно ворота сооружались на трех столбах – вереях, на которые сверху накладывалось бревно-прогон, соединявшее всю конструкцию в единое целое. Между ближними вереями навешивалась калитка для пешеходов. На среднюю и стоящую поодаль вереи навешивались два полотна собственно ворот. Они могли быть и однополотными, тогда столб, на котором полотно крепилось, назывался верейным, а другой-
-притворным. Размер ворот оставался более или менее стандартным и определялся основной их функцией. Они должны были обеспечивать беспрепятственный проход и проезд как во двор, так и со двора. Через ворота должны были свободно проходить сани или телеги с возом сена, может, и дров. Ну а сани или телеги у всех были одинаковыми. Шире-то ворота были не нужны, однако плотники-строители старались расширить их хотя бы визуально, для чего прибегали к различным профессиональным уловкам. Помимо того, что по соседству с калиткой ворота и так казались шире, калитку нередко делали ниже ворот, а верхнюю (фризовую) неподвижную часть зачастую украшали резьбой. Иногда к вереям и прогону прикреплялись бревна или доски, придававшие проймам ворот и калитки арочное очертание, отчего сами ворота и калитка приобретали заоваленную форму. Это тоже увеличивало ширину ворот. Завершались ворота двускатной крышей, которая предохраняла их от дождя и снега.
В наше время, когда на смену гужевым повозкам пришла другая техника, высокая и более грузоподъемная, крыши над воротами стали мешать. Сейчас нередко в городе можно видеть такую картину: над калиткой крыша осталась, а вот над воротами – ни крыши, ни прогона. Кстати, при изготовлении железных ворот наши сварщики не ушли от опыта старых мастеров. Только в отличие от них воротные столбы соединяют в одно целое не сверху, а снизу. Таким образом, прогон оказывается под землей и не мешает проезду, однако функцию свою несет исправно.
Нередко ворота украшались резьбой, которую располагали так, что она опять же зрительно расширяла их. Наиболее часто можно было встретить солярную розетку (символическое изображение солнца), помещенную в центр полотна, а по углам и краям половины и четверти розеток. Прием, который создавал иллюзию незавершенности композиции, уходящей за пределы ворот.
Примером могут служить фрагменты ворот, сохранившиеся у домов на улице Карла Либкнехта и Советской в Верхнеуральске. Зачастую, это латаные - перелатанные, но совершенно уникальные ворота. Таких в Верхнеуральске было несколько, но перед временем не может устоять ничто. Отличительной особенностью их являются четыре верейных столба. Причем правая калитка – не что иное, как обманка. Своеобразное размещение досок на полотнах и калитке воротного ансамбля, резьба на вереях и прогоне являлись по сути своеобразной визитной карточкой мастера. Судя по останкам ворот, изготовленных старыми мастерами, таких визиток было несколько. Так на многих вереях остались и сейчас резные элементы, отдаленно напоминающие весла, а может, лопаты для «сажания» хлебов в печь. Ворота, к сожалению, не так долговечны, как, например, наличники. В первую очередь подвергаются тлену столбы-вереи. Влага делает свое дело, и если сегодня не попытаться хотя бы сохранить оставшееся, то исчезнут последние уникальные сооружения, как исчезли имена их сотворивших. Исчезнет еще одна черта, отличающая Верхнеуральск от других городков. Нужно помнить, что ворота, связуя внешний и внутренний миры, участвовали во многих обрядах и гаданиях. Во время святочных гаданий девушки до сих пор нет-нет да и бросят сапожок через ворота, желая определить, в какую сторону предстоит им идти замуж. Для встречи молодых из церкви после венчания в доме жениха для них специально отворяли ворота настежь. Гостей дорогих, как правило, старались встретить у ворот и проводить за ворота. Уклад такой.
Конечно, за старое держаться, невзирая на сегодняшние реалии, будет не совсем правильно. Поэтому появление новой моды на такую старинную деталь усадьбы, как ворота, если она украшает не только отдельно взятое жилище, но и вписывается в колорит города, можно только приветствовать. И уже есть тому достаточно примеров.
Радуют, конечно, глаз своей неповторимой красотой современные кованые ворота крепких верхнеуральцев. Но деревянные все же кажутся теплее и ближе традициям, а значит,- душе. К сожалению, немногие хозяева теперь ставят такие.
Виктор БОГАНОВСКИЙ