Найти тему
Долина Извилин

10 полезных лайфхаков для фрилансеров

Оглавление

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

Только на первый взгляд кажется, что фриланс — сплошной праздник жизни, что свобода, к которой ты стремился, наконец-то твоя, и дальше всё потечёт легко и просто само собой.

Освоившись немного, понимаешь, что получается не всё и не всегда, не теми темпами, о которых мечтал, что стопорить профессиональные и околорабочие процессы могут не только внешние обстоятельства, но и ты сам.

И когда с этим сталкиваешься, начинаешь ценить советы фрилансерам от коллег, которые знают, что такое фриланс и что может помочь быть на гребне. Сегодня поделюсь с вами 10-ю лайфхаками. Эти советы начинающим фрилансерам помогут сразу стартовать с пониманием, а тем, кто уже в теме, сверить ориентиры и, может быть, что-то почерпнуть для себя.

Содержание

  • Режим дня — опора, а не клетка
  • Финансы требуют учёта
  • Выбор клиентов — бонус фриланса
  • Разовые клиенты не на один раз
  • Сайт/блог — визитная карточка в интернете
  • Учиться
  • Коллеги — не конкуренты
  • Блокнот в кармане — сохранность идеи
  • Интернет не пропадает, электричество не вырубает — разрыв шаблона
  • Возможности везде: фрилансер — предприниматель

Режим дня — опора, а не клетка

Да-да, помню, мы же птицы вольные, когда хотим, тогда и работаем, а хотим, в кафе пошли в середине дня. Пожалуйста!

Но вот только если я хочу не на чашку кофе заработать, а на что-то более существенное, да так, чтобы и кафе ресторанчиком в какой-нибудь башне Москва-Сити оказалось, то всё-таки должна относиться к делу со всей серьёзностью. И организованность во времени — один из ключевых её элементов.

Дошло до меня это не сразу, но у меня отговорка есть — ребёнок был мелкий, планы построишь, они тут же рушатся, какой уж тут график… Вот только затянулось всё это намного дольше, чем оправдания работали. Я могла отвести ребёнка в сад, а потом слоняться и не знать, за что хвататься.

Зато теперь я знаю, что работаю с 5-6 утра и до сада, потом с 10 до 12 и с 13 до 15-16. А потом могу только что-то мелкосрочное после 20:30 подправить. Да, это лишь общая схема, которую можно менять под потребности, но они должны быть обоснованы и, в идеале, запланированы заранее.

Это могут быть встречи с людьми, которые именно в это время наиболее уместны, принесут отдых и радость, посещение каких-то мероприятий или дела — с документами и т.д.

Периоды работы могут быть короче, чаще/реже, длиннее — это определяется индивидуально с учётом наблюдения за своим днём, количества сфер, которым необходимо уделить время в течение дня и т.д.

Выстроив примерный график, мы получаем:

  • канву для планирования;
  • привычку мозга в определённое время включаться именно в рабочий процесс;
  • понимание конечности рабочего времени — что многим просто необходимо.

Часто фрилансера если не остановить, то он так и останется в работе, пока тело не выключит сном. Он может формально находиться с семьёй или друзьями, а в голове крутить проекты. Не надо так — это ведёт к выгоранию. Или к разрушению других сфер жизни.

Я это ощутила на себе, на ребёнке и заброшенном быте. И только определившись с графиком, я начала выравнивать всё потихоньку.

“Рабочее” время у меня тоже не полностью рабочее. Здесь есть 10-15-минутные перерывы, в которые можно воткнуть какие-нибудь небольшие дела или чем-то себя порадовать.

Мой средний график на будний день.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

Вот эти цифры в рабочих часах стоят на таймере. 40 минут работы над задачами, 10 за компьютером, но в переписках — на сколько времени хватило, и 10 минут отдыха — вне компьютера. Такая немного модифицированная техника “Помидора” — она предполагает два интервала — работа и отдых. Но у меня переписок огромное количество, как личных, так и рабочих, причём они никак не разграничены и все приходят на одни и те же аккаунты. Возможно, стоит подумать о том, как их разделить. Но уже многие привыкли к личным аккаунтам, в том числе в клиентских пабликах. Да и время тогда придётся выделять отдельное и на те, и на другие, что тоже не так-то просто на самом деле.

Кстати, в своё время услышала в одной из лекций такой совет, что планировать (день, неделю, месяц, год — неважно) надо начинать с отдыха. И уже потом окружать занятое отдыхом время делами.

Идея великолепная. До сих пор пользуюсь. И вам попробовать рекомендую. Автор лекции — Астара, упоминаю во соблюдение неотчуждаемых авторских прав, потому что больше нигде идею не встречала. Весь процесс при такой постановке и правда становится приятнее.

И второй момент из той же лекции — тоже базовый. Отдых (даже если это 5-10 минут) должен быть распланирован также чётко, как рабочие процессы. Чтобы не тратить 3 минуты из 5 на попытку определиться, чем же мне таким-этаким сейчас заняться. И, конечно, воодушевлять ещё в момент планирования.

Финансы требуют учёта

Второй лайфхак удалённой работы напрямую связан с её самой, наверное, ключевой особенностью, из-за которой многие опасаются вообще оставлять её основной — нестабильностью.

Наверное, уже каждый наслышан про финансовую грамотность, про то, что она у человека постсоветского развита так себе, и что вообще-то дело это нужное.

Что есть у бытовой финансовой грамотности свои базовые инструменты, отработанные не раз и не одним человеком, что не так уж они и сложны, и что при чётком подходе даже с минимальным доходом можно и в доходные инвесторы попасть.

Но вот только мы это всё послушали и пошли себе дальше работать от зарплаты до зарплаты. А если фрилансер? Так и вовсе никакой зарплаты, на которую с вероятностью 99% рассчитывать можно каждого 5 и 20 числа, у тебя нет. Особенно если фрилансер ты начинающий и очередь терпеливых заказчиков на год вперёд у тебя не расписана.

Не так уж редки ситуации, когда:

  • был проект, а потом заказчик пропал, хорошо ещё, если оплатил всё до конца;
  • договорились о сотрудничестве, ждёшь ТЗ или каких-то дополнительных данных, а их нет, и неизвестно когда будут, и будут ли вообще;
  • имеющиеся на этот момент заказы не прокармливают, а новые не идут;
  • взялся за дорогой проект, вкладываешься в него полностью, а закрыть и получить оплату по какой-то причине не получается. Или даже со стопроцентной предоплатой не можешь его закрыть и сдвинуться дальше, а время идёт;
  • заболел. Фрилансеру больничный никто не оплатит. Также как больничный ребёнка и прочие неурядицы.

И вот это всё должно быть в голове. То есть первое наше заветное правило  — пресловутая подушка безопасности, которая формируется из 10% неприкосновенного запаса от каждого (!!!) денежного поступления. Итоговый запас подушки должен быть размером, который покроет 6 месяцев жизни на привычном финансовом уровне.

А из этого следует, что этот уровень мы должны как минимум представлять. Поэтому необходимо взять на контроль доходно-расходную часть, чтобы видеть статистику трат и среднемесячный расход. Я уж не говорю о том, что ведение бюджета помогает видеть те расходы, которые можно оптимизировать, сократить, а от каких-то и вовсе отказаться.

Плюс и понимание реальной суммы среднемесячного дохода сразу появляется. Я как-то изначально больше работала с разовыми заказами, и начинала отнюдь не от того, что мне в финансовом изобилии заняться было нечем.  И получалось, что я получала свою копеечку, тратила её тут же на что-то “вот-прям-сейчас нужное” и дальше бежала зарабатывать новую копеечку.

Потом ценник на мои тексты вполне видимо поднялся, но схема оказалась той же. Я не буду особо углубляться, но упомяну, что лишь на поверхности это выглядит банальной неорганизованностью, на самом деле это довольно мощное психологическое сопротивление, связанное в том числе с негативными денежными установками.

И вести бюджет мне очень сложно. Я часто слетаю, но возвращаюсь снова. Уверена, что настанет тот момент, когда победа будет за мной.

Структура моего бюджета на этот момент.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

После расчета с долгами, если привычка вписывать текущие расходы в 30% останется, можно будет эти долговые 60% поделить между накоплениями, суммой, которую не жалко потерять и начать всё-таки инвестировать (помним “Денежный поток” Р.Кийосаки — только инвестиции дают возможность выхода из круга “Крысиных бегов”), и накопления на текущие крупные покупки.

Учитывать доходы-расходы можно в программках на смартфоне — они удобны тем, что аналитику сами показывают, и их можно настроить под себя по категориям и подкатегориям доходов и расходов. Интернет-банки многие сейчас предоставляют возможность посмотреть, куда и какие суммы с карты тратились.

Но у меня вечно разряжается телефон и тяга к табличкам велика, поэтому учитываю в эксельках, а аналитику провожу вручную, хотя и там можно строить графики и диаграммы, если нужно.

Единственное, перестала делать это на внутренней памяти компьютера и вынесла в гугл таблицы, чтобы иметь возможность с любого устройства доступ получить и внести какие-то данные, а то, когда накапливаются чеки, разом становится всё лень, и вроде как даже появляется отмазка про то, что времени на это нет.

Но если этого не делать, деньги снова начинают утекать, мотивация падать, а контроль над ситуацией катастрофически снижаться. И любой форс-мажор грозит долгами и дырой в кармане.

А ещё хорошо иметь файлик — затрачено времени / получено средств / потрёпано нервов / получено удовольствия. И периодически по нему оценивать проекты, особенно длительные и перестраивать приоритеты.

Так что будьте внимательны, не забывайте подстраховывать себя сами и не надеяться на изобилие мира, божью помощь или исторически привычный “авось”.

Выбор клиентов — бонус фриланса

Если какой-нибудь “Магнит” (это я про продуктовый, а то, кто знает, какие они там бывают) откажется обслуживать клиента, который готов что-то там купить — будет скандал. А вот если какая-нибудь Маша Иванова скажет: “Простите, я не готова выполнить Вашу задачу” — ничего не произойдёт.

Так грех же этим не пользоваться.

Когда только начинаешь путь во фрилансе, не особо понимаешь, кто тут есть кто, поэтому этот совет начинающим путь во фрилансе не сразу поможет. Сначала берёшься за все заказы, которые дают, если хотя бы предположительно в состоянии их выполнить. Со временем количество тех заказов, с которыми ты можешь справиться, растёт, а ещё развивается интуиция.

Наверное, каждый фрилансер может разделить примерно всех клиентов на какие-нибудь типы. И с удовольствием расскажет, с кем он работает с удовольствием, а какие проекты “лучше бы и не начинал”. И у многих уже появляется чутьё на определенные типы клиентов (это не интуиция даже, а просто типичные маячки в общении, которые подсказывают, как с большой долей вероятности обернётся общение).

Готовых решений я вам не дам. И даже типажи определять не буду. Всё это скорее субъективные предпочтения. Например, знаю, что мою любимую категорию заказчиков ненавидит добрая половина копирайтеров. Потому что у них плотный график:

«Уже дай мне чёткое техзадание, заполни бриф, и не надо никаких мне “я передумал, давайте вот так сделаем” — всё по ТЗ, так что, если надо переделывать, так и плати за новый вариант”.

А мне в кайф работать в творческой связке с заказчиком. Поэтому человек, который приходит со словами “у меня вот такой классный проект, мы делаем то-то и то-то, хочу коммерческое предложение, но не знаю, что в нём лучше… да, конечно, всё расскажу, покажу, пришлю, сотрудников подтяну”. Для меня это в миллион раз интереснее, чем просто отписки на мои вопросы в брифе.

И да, пусть я затрачу больше времени, но это будет то предложение, которое в полной мере отразит и пожелания заказчика, и его проект, и его самого. И кроме денежных поступлений я ещё ощущаю нехилый эмоциональный подъём, что мне нравится куда больше, чем просто перевернуть страницу и перейти к следующему заказу.

А вот с кем работать не могу, вот прям совсем — с людьми бизнеса, которые плевать хотели на продукт. Им нужна прибыль. И, соответственно, максимальная экономия на расходах. Включая тексты. Они ищут максимальное соотношение цена-качество. Не настолько глупы, чтобы брать дёшево, но и не настолько щедры, чтобы заплатить что-то выше собственной планки представлений о том, сколько что-то должно стоить.

Из “маячков” — любят рассуждать о том, что вы не настолько квалифицированный специалист, чтобы стоить дороже N руб./час. Я вижу, что это именно то, что их привело к успеху, при котором они, например, открывают довольно крупные интернет-магазины. Но для меня работать в проекте без души смерти подобно.

Поэтому тут “на вкус и цвет”. Но если вы уже не новичок во фрилансе, мой вам совет — не наступайте по сто раз на одни и те же грабли. И если знаете, что есть такой типаж людей, с которыми работать вам неприятно, не надо этого делать. Нервные клетки дороже денег. Тем более что их можно заработать на соседнем приятном проекте.

Я за это люблю заказчиков с тестовыми заданиями. Обычно делаю только небольшую часть тестового, максимум на час времени, зато этот час мне даёт фору посмотреть на реакцию на мою работу и т.д. Ту же самую функцию несут телефонные диалоги или скайп-связь в начале проекта.

Разовые клиенты не на один раз

У меня мало долгоиграющих проектов, на которые пишешь, и пишешь, и пишешь. Сейчас так и вообще один, но там я не только пишу, но и танцую, украшаю залы, настраиваю рекламу и ещё бог весть что делаю. Это и для души, и для обретения новых компетенций.

А по остальным проектам — это взял заказ, написал, довёл до желаемого результата и на позитивной ноте с заказчиком расстался.

Ну, так я и жила. В принципе, сколько помню, без заказов особо никогда не сидела, брала новые, знакомилась, расставалась.

А потом вдруг заказчики стали возвращаться. Через несколько месяцев, полгода, год. И только тут до меня дошло, что это ведь только из тех, кто помнит, с кем сотрудничал столько времени назад. А я даже не знаю, где посмотреть ту парочку верстальщиков, которые мой обычный язык на свой технический без искажений в понимании переводили.

А где вероятность, что таких как я среди моих клиентов мало?

И я стала сохранять данные.

Моя база клиентов.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

В моменты, когда не хватает загрузки, можно по ним даже рассылку делать. Красиво, со вкусом и какой-нибудь акцией. Но я больше использую личный контакт, поэтому поздравляю с праздниками, иногда просто интересуюсь развитием, успехами, а в момент затишья могу просто написать: “Есть ли у вас сейчас какие-нибудь задачи по текстам, которые ищут исполнителя”.

Ещё база выручала в работе с сервисом YouDo. Если, например, с заказчиком работал, но диалог там не вёл, то написать ему нельзя без подачи заявки. А в какой-нибудь ватсап-то можно.

Сайт/блог — визитная карточка в интернете

Полезно вести свой блог, группу или даже личную страницу в соц. сети таким образом, чтобы было:

понятно, чем вы занимаетесь;

можно было оценить уровень вашего профессионализма.

У меня это сейчас выглядит так.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

То есть я даю понимание о том, чем занимаюсь. Не очень прозрачное, но мне так нравится. Обычно пишут проще, например: “Продвижение событий и Вашего бизнеса. Реклама в социальных сетях. Маркетинг” — и, вполне возможно, что работает это лучше, но я ищу проекты со спецификой, поэтому такая вуаль мне кажется уместной.

И ссылка на сайт. Правда, он уже несколько месяцев не работает и руки до него не доходят, но это уже косяк под исправление.

Сайт для работы фрилансером, точнее для рекламы себя как специалиста, полезен. Если у нас есть сайт, то в любой соц. сети мы можем поставить на него ссылку. То есть обозначить, что вот я. Я занимаюсь тем-то и тем-то. А вот тут вы можете посмотреть, что из этого получается. Тогда захват аудитории на сайт идёт с нескольких соц. сетей, и есть вероятность оказаться в закладках сразу двойная — как аккаунт соц. сети и как сайт специалиста.

Можно использовать просто личную страницу, но тогда там надо публиковать авторский околорабочий контент.

Что на самом сайте? Тут можно разместить портфолио и контактные данные, рассказать о себе и о своих услугах. Можно указать цены. И дальше идёт выбор контента.

Конечно, неплохо идёт профессиональная тематика. То есть когда ты со страниц сайта учишь других тому, что умеешь сам. В идеале учишь даже не коллег, а потенциальных клиентов, которые осваивают сами, но в какой-то момент понимают, что самому времени не напасёшься, и отдают кому? правильно — тебе, ведь они же видели, что у тебя есть чему поучиться.

Кстати, как вариант — видеоканал и подкасты.

Мне говорить на профтематику, когда я заводила блог, не хотелось совсем. Потом и о другом говорить было некогда. Собственно, так сайт и оказался в нынешнем плачевном состоянии и теперь ждёт момента вдохновения.

Учиться

Каждая область фриланса сейчас насчитывает огромное количество инструментов, техник и методик. Информации даже в свободном доступе столько, что кажется, можно изучать вечно.

Каждый фрилансер понимает, что потолка в профессии практически нет, как в плане “карьерного” роста, так и роста гонорара за выполнение работ. Но при этом также понятно, что повышение ценника обосновать только тем, что квартплата подорожала, не получится. Каждая следующая ступень неразрывно связана с той ценностью, которую Вы можете принести.

И ценность эта повышается с изучением новых рабочих инструментов, а также способности анализировать их работу с маркетинговой точки зрения.

Есть области, в которых вообще постоянно всё меняется, добавляется новый функционал, изменяются алгоритмы и т.д. Это справедливо, например, для интернет-маркетинга.

Да и даже создание сайтов это не обходит: сайт сейчас и сайт 8 лет назад — это вещи абсолютно разные. Мобильные версии сайтов, приложения для порталов — всего этого не было, а сейчас для успеха профильным специалистам надо уметь реализовывать и эти проекты тоже.

В копирайтинге тоже есть свои мейн-стримы. Вдруг рунет охватили лендинги. И сколько ты не говори, что в этом виде они долго не протянут, люди начали их активно заказывать. А значит — надо уметь делать. Появляются какие-то сервисы проверок уникальности, водности, литературности и ещё бог весть чего. И опять же — будь добр соответствовать.

Что-то осваивается в процессе деятельности, а на что-то нужно затрачивать время и силы отдельно. Но всё это окупается сторицей, когда понимаешь, что твоя ценность сейчас (в том числе в денежном эквиваленте) просто не может быть на уровне прошлого года. И ты знаешь — почему. И с тобой соглашаются клиенты.

Если, допустим, ты работаешь в каком-то крупном проекте и расширяешь свой функционал, охватывая, допустим, к созданию постов привлечение аудитории, потом осваиваешь рекламу, уже делаешь рассылки и собираешь клиентскую базу, это всё приносит прибыль, это всё не может стоить столько же или чуть больше, чем в начале.

Вот только важно — как только понимаешь, что делаешь что-то, что делает деньги, проси свою часть, пока люди не привыкли, что ты работаешь за спасибо и еду. Но даже если так получилось, закрывайте лавочку, забирайте с собой всё, чему научились, и ищите новый проект, вы ему нужны. И его создатели готовы платить.

Коллеги — не конкуренты

Ну, то есть формально, конечно, конкуренты. Но это только на первый взгляд. Потому что, как правило, у вас разные ниши, разные ценовые категории, разный уровень и собственные предпочтения.

И вероятность, что вас будет сравнивать один и тот же клиент, минимальны. Клиентов много, путей рекламы много, фрилансеров много. И пересекаются они, скорее, как профсообщество.

И профсообщество это бывает крайне ценным. Потому что все мы любим поговорить. Поговорить о профессии в основном нам в оффлайне не с кем. А есть и такие, кому в оффлайне и вообще практически не с кем.

И вот они встречаются в интернет-сообществе, местами сливают друг на друга агрессию, но куда чаще реально помогают. И не только в своих областях, но и в смежных.

Диалог в ВКонтакте.

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

И, действительно, человек дал мне полноценную развернутую консультацию по ретаргетингу. Идеальный инструмент для работы с моей базой, к которой я не знала, как подступиться, и вообще затратил на меня время за бесплатно. И, что я сделаю, если мне попадётся клиент, которому нужна настройка рекламы Вконтакте? Правильно, я отправлю его к Станиславу.

Так это всё и работает. И да, заказами коллеги тоже делятся. Бывает, что не успеваешь, не вытягиваешь объём, не специализируешься на тематике. Но знаешь коллег, которые отлично справятся.

Блокнот в кармане — сохранность идеи

Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov
Источник: https://dolinaizvilin.ru/samorazvitie/10-poleznyh-lajfhakov-dlya-frilanserov

Интернет не пропадает, электричество не вырубает — разрыв шаблона

Вечен страх фрилансера, что интернет на самом деле вырубится, электричество отключится из-за поломки и т.д. Уж слишком часто этим пользуются, как отмазкой. Разорвать шаблон хотя бы с интернетом можно. Нужно иметь всегда запасную возможность выхода в интернет. Это может быть телефон с возможностью раздачи вайфая, дополнительный роутер или еще какой-то запасной способ связи.

Порой, слушая людей из регионов, понимаю, что им есть смысл вообще иметь независимые генераторы, потому что отключение света для них норма. В конце концов, для холодильника пригодится.

Понятно, что всего не предусмотришь, но, общаясь с заказчиками, не обязательно указывать причину, по которой что-то пошло не так. В этом случае можно избежать достаточно большого количества сомнений. Как профессионал, вы можете просто сообщить, что в связи непредвиденными обстоятельствами или по семейным обстоятельствам выполнить заказ вы сможете в течение какого-то времени.

Редко сроки критичны. Но лучше не злоупотреблять, конечно. Хотя я сразу предупреждаю, что жесткость сроков мне некомфортна, и стараюсь брать заказы, которые выполняю в спокойном режиме.

Возможности везде: фрилансер — предприниматель

Возможность получить заказ у фрилансера есть практически всегда. Причём в самый неожиданный момент.

И здесь хорошо вспомнить о том, как действуют предприниматели. Когда они знакомятся с людьми, то, как правило, всегда дают свои визитки, рассказывают, чем занимаются, и интересуются, чем занимается человек, и также берут визитки, тем самым пополняя свои контакты.

Фрилансер — точно такой же предприниматель. И ни одной возможности ему упускать не стоит.

Я так и нашла свой основной на данный момент проект. Чего и вам желаю!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.

Оригинал статьи размещён здесь.