Найти тему

Формула эффективного обучения. 9. Социальная интеграция

Обучение возможно только при наличии успешной социальной интеграции.

Люди — социальные существа и мы недооцениваем влияние социальных инстинктов на наше поведение. Нас учат быть независимыми, автономными и свободными, при этом прививают семейные ценности. И никто не замечает, что первое противоречит второму. Как можно быть сочувствующей понимающей женой и при этом не зависеть от успехов и настроения мужа? Да, у меня есть своя работа, я могу самостоятельно решать любые вопросы по поводу обучения детей, их здоровья, путешествий и т.п., но если кто-то в моей семье расстроен, находится в стрессе из-за неудач на работе или в отношениях конечно я тоже буду переживать и стараться помочь. Отложу какие-то свои дела и буду сочувствовать, помогать, обнимать. Это зависимость? Да, конечно, это зависимость.

Мы зависим от детей, родителей, родственников, друзей и мнения общества. Можно сколько угодно себя убеждать, что мне безразлично что скажут, но если кто-то в музее, например, или в кафе сделает мне замечание, что я не должна здесь кормить грудью младенца, я расстроюсь, разозлюсь, почувствую себя хотя бы на несколько мгновений беззащитной и обиженной. Да, этот человек не прав, да, я права, да, я делаю все правильно и я молодец. Но настроение будет испорчено и появится ощущение уязвимости. Так что, конечно, мы все зависим друг от друга в какой-то степени. Отрицать это было бы самообманом. Давайте не будем это отрицать, а будем это учитывать.

Дети с самого рождения зависят от того, насколько полно задействованы у них социальные связи. В самом раннем возрасте развитие ребенка зависит от общения в малой группе: с мамой и папой. Крайне важны нежные взгляды, объятия, нежные прикосновения, забота. Для правильного развития ребенку необходимо чувствовать, что его любят, принимают таким какой он есть, у него должно быть стабильное ощущение «Cо мной все в порядке, я хороший, я защищен». Это базовый инстинкт, который реализован у человека на химическом уровне. Отвергнутые дети, подростки и взрослые имеют в крови повышенный уровень гормона стресса – кортизола и недостаток окситоцина, что приводит к повышенной тревожности, страхам, снижении способностей концентрироваться, действовать разумно.

Ребенок растет и следующим этапом социализации является адаптация по отношению к менее близким взрослым и способность интегрироваться в группе сверстников (комфортно общаться с детьми в детском саду или на площадке).

Ребенок быстрее осваивает любые навыки в группе сверстников под руководством чуткого взрослого. Поощрение со стороны ведущего взрослого, успешная интеграция в группе повышает уровень окситоцина и уменьшает уровень кортизола.

Поэтому в процессе обучения, когда вы занимаетесь с ребенком дома не забудьте попробовать приобретенные навыки на детской площадке или в саду. Обратите внимание ребенка на то, что умеют другие дети и что умеет он. Даже если ваш ребенок не посещает детский сад есть много других способов социальной интеграции в этом возрасте. Главное, чтобы ребенок не был изолирован от других детей до школы. Школа это следующий, более сложный этап социализации, к которому ребенок должен быть готов. В школе нужно с одной стороны уметь дружить, постоять за себя, а с другой — успевать получать знания на уроках, общаться с учителями, отстаивать свои права, отвечать за свои обязанности. Это большая нагрузка. Сложности с социальной интеграцией в школе ухудшают успеваемость, вызывают стресс. Поэтому нужно в первую очередь следить за качеством общения ребенка в школе, а уже потом за его успехами в обучении. Без первого второе просто невозможно.

-2

О важности привязанности в жизни ребенка читайте книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора», АСТ, 2018

В подростковом периоде важность социального статуса для детей выходит на первое место и здесь нужно быть особенно внимательным.

У подростков есть 4 ключевые качества, которые, с одной стороны наделяют их мощными суперспособностями, а с другой — несут опасность.

1. Поиск новизны.

Плюсы: восприимчивость к переменам ведет к новым увлечениям, новым занятиям, тяге к полноценной жизни.

Минусы: поиск новых ощущений может привести к травмам как физическим, так и психическим.

2. Социальная активность.

Плюсы: тяга к контактам приводит к созданию отношений, основанных на взаимной поддержке и способствует благополучию, долголетию и ощущению счастья на протяжении всей жизни.

Минусы: подростки, изолированные от взрослых и окруженные только сверстниками склонны к рискованному поведению.

3. Обостренная чувствительность.

Плюсы: эмоциональность насыщает энергией и ощущением здоровой целеустремленности, что придает жизни глубокий смысл и полноту.

Минусы: интенсивные эмоции могут привести к импульсивности, резким переменам настроения, иногда неадекватным реакциям

4. Тяга к творчеству

Плюсы: когда разум сохраняет способность творческого исследования новых способов мышления и восприятия, то ощущение повседневной рутины можно свести к минимуму и научиться видеть необычное в обычном.

Минусы: поиск смысла жизни в переходном возрасте может привести к кризису личности, уязвимости, отсутствии цели.

-3

О том как сохранить свой авторитет в глазах подростка и помочь ему пережить сложности переходного периода читайте в книге Гордона Ньюфелд, Габора Матэ «Не упускайте своих детей» Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. Ресурс, 2017

#осознанноеродительство #формулаобучения #обучениедошкольников #книгидляродителей #социальнаяинтеграция