Уже из всех утюгов о результатах кино-года*.
Но есть ли понимание, какой в них смысл, кроме традиции?
Итоги определяют лучших. СМИ публикуют списки. Замечу, многие – свой:)
Создатели фильмов могут погордиться или расстроиться.
Однако зрителям-то какой-то толк с этого?
Порадоваться за фильм, который понравился, или удивиться «как вот это оказалось среди лучших?!»?
Что мне, как зрителю, говорит этот список?
И, конечно, «лучших» с точки зрения кого?
Какое вот мне дело до мнения тех, с кем у меня не совпадают вкусы? Как и им до моего...
В этом плане интересно бы проанализировать, как на оценки фильмам влияет то, кто (какая целевая аудитория) ходит на фильмы. Если основная аудитория фильма – и не мои коллеги по гендеру, и не мои ровесники, то понятно, что их «лучший фильм» ко мне вообще никакого отношения не имеет.
(кому любопытно про состав российской кино-аудитории, посмотрите здесь)
Лучшие, с точки зрения собранной кассы? Проданных цифровых копий? Просмотров онлайн?***
Понятно, если бы у всех фильмов был бы одинаковый прокат, то есть равная доступность для всех зрителей. Но есть фильмы, которые демонстрируются на одном сеансе в единственном кинотеатре города (и это, например, для авторского кино, еще не самый плохой вариант), а есть такие, которые на нескольких и во всех кинотеатрах. Есть фильмы, про которые благодаря рекламе знают все, а есть такие, про которые случайно узнаешь через годы: еще и не самый плохой вариант.
Лучшие получают высокий рейтинги на специализированных сайтах, определяющиеся по оценкам и по количеству тех, кто выставил оценку?
Так на каждый сайт ходят свои посетители.
(Наблюдение, которое надо проверить: рейтинг фильма может сильно меняться по мере отдаления от даты премьеры. Более поздний зритель более адекватный?)
У лучших больше наград на кинофестивалях?
Давно зареклась с доверием относиться к наградам кинофестивалей. Если неизвестны критерии, по которым они награды раздают, какой в этом смысл? Показательно в связи с этим, что одно из часто встречающихся недоумений у кинозрителей – «почему этому фильму дали главный приз?!».
Если одно из условий участия в фестивале – премьерный показ, то на другом фестивале фильм уже не может участвовать. Самый лучший фильм не получит призы нескольких, чтобы показать, что он самый.
СМИ о таких больше пишут?
Так понятно, кто больше получит публикаций в прессе и откликов в социальных сетях. И понятно, как с этим связан рекламный бюджет фильма.
На попадание в список лучших влияет мнение кинокритиков?
Так если я с ними не совпадаю, то их мнение мне безразлично.
В определении лучших участвуют все-все фильмы этого года? Выбранные фильмы – лучшие во всем мире?
Какие границы у того кино-пространства, чьи итоги за год оцениваются? (Китай, Индия туда входят?)
Немного переведу дух. Но еще вернусь к этому вопросу.
____________________________________________________
* Откровенно говоря, я бы и не обращала внимание на феномен «итогов года», но уж больно они шумные. Да и спекуляций много вокруг этого. Не могу молчать:)
** Мой собственный хит-парад – это перечень фильмов, которые произвели сильное впечатление в прошедшем году. Есть для них специальный блокнотик.
*** Количество пиратских скачиваний учитывается? Отзывы оттуда берутся?