Чего общего между легендарным трансатлантическим лайнером и этим, вкованным во льды одноименной водной артерии ледоколом? Больше, чем кажется на первый взгляд.
Судьба "Ангары" хоть и оказалась дольше и счастливее старшего брата, но в ней тоже хватало трагедий.
Главный ледокол акватории Байкала был построен в Великобритании, в знаменитой верфи Армстронга, по заказу Российской Империи и спущен на воду в 1900 году, на 11 лет раньше "Титаника".
В те годы, когда Русско-Японская война еще не началась, Революцией и не пахло, а экономика великой империи переживала небывалый подъем, шла самая значительная стройка той эпохи - Транссибирская железная дорога.
Дело в том, что Транссиб строился сразу с двух сторон, с Дальнего востока на запад, к побережью Байкала, и наоборот - со стороны Урала на восток, к западному (иркутскому) берегу великого озера. Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) должна была сомкнуть стальной пояс России. А пока этого не произошло, разрыв Транссиба на Байкале компенсировала паромная переправа.
В 1898 году из Великобритании в Сибирь поступил первый паром-ледокол "Байкал", который перевозил от устья реки Ангары до пристани Мысовая на восточном берегу Байкала поезд с 26 вагонами и 300 пассажиров. Он был крупнее "Ангары", но мог брать лед толщиной до 35 сантиметров ходом и 80 сантиметров "наскоком" - отходя и снова атакуя. Что для Байкала было недостаточно, т.к. с середины января по начала мая толщина льда на озере достигает полутора метров(!)
Спущенная на воду на два года позже "Ангара", хоть и уступала "Байкалу" в размерах, но спокойно шла уже при 70-ти сантиметровом льду, расчищая ему дорогу. Форсировать же "Ангара" могла лед более метра.
До 1906 года связка ледоколов "Байкал"-"Ангара" работала ежедневно, в любую погоду делая два рейса в день Порт Байкал-Мысовая-Порт Байкал. Потом Транссиб заработал полноценно и ледоколы использовались лишь в вспомогательных целях.
После революции 1917 года судно было национализировано, и с началом гражданской войны, вооружено двумя 6-ти дюймовыми орудиями и несколькими пулеметами.
Ледокол, превращенный в военный корабль, проводил рейды в южной части Байкала, против белочехов.
В Сибири тогда власть была то в руках красных, то переходила в руки белых, под предводительством легендарного Адмирала - Александра Васильевича Колчака.
В конце 1919 года Иркутск стали покидать все белогвардейские части и их заграничные союзники, город окончательно перешел в руки красной армии.
Колчак с золотым эшелоном (казна Российской Империи) прибыл в город лишь 15-го января, немного не успев к отступлению союзников и был предан чехами большевикам, в обмен на... о этом остается только догадываться.
Тот январь был холодным и темным то ли от постоянных вьюг с пронизывающим ветром, то ли от бесконечной войны и неопределенности в череде трагедий.
Одна из них разыгралась в ночь на 7 января 1920 года, на борту "Ангары" когда отступающие белогвардейцы убили на палубе более тридцати заложников колотушкой для льда., сбрасывая тела с борта под лед, в темные холодные воды.
С тех пор прошло сто лет. И сто двадцать лет с момента первого плавания "Ангары".
Несколько разных эпох, льдов и водоворотов Истории. И вот, поднимаясь на его борт, трогая рукой тяжелый кованный металл, я каждый раз неуловимо чувствую дух старины -спящие в ночном переходе через Байкал пассажиры, мерное покачивание и гулкий шум паровой машины в трюме. Крутые скалы на берегу и суровые, но удивительно прекрасные в своем вековом молчании воды великого и славного моря Байкал.
Если вам понравился рассказ, поставьте лайк! Спасибо за внимание, продолжение следует..