Найти тему
Иранский Мир

Имперостроительство Кира II

Имперостроительство Кира имело в глазах его современни­ков сакральное измерение. Оно проявлялось и в том, насколько
стремительно он создал огромную державу, в чем многие увидели божественное предначертание, и в том, как милосердно он посту­пал с побежденными врагами (если они на самом деле побеждены), и в том, что он после взятия Вавилона возвратил свезенные туда ца­рем Набонидом статуи божеств и иные священные предметы из раз­ных областей Месопотамии.

Сам Кир в своем «Манифесте» провозглашал: Я — Кир, царь мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Сумира и Аккада, царь четырех стран, сын Камбиза, великого царя, царя города Аншана, внук Кира,
великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, ве­ликого царя, царя города Аншана, отрасль вечного царст­ва, которого династия любезна Белу и Набу, которого вла­дычество приятно их сердцу. Когда я мирно вошел в Вавилон, и при ликованиях и веселии во дворце царей занял царское жилище, Мардук, великий владыка, склонил
ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что
я ежедневно помышлял об его почитании. Мои многочи­сленные войска мирно вступили в Вавилон. Во весь Сумир
и Аккад я не допустил врага. Забота о внутренних делах
Вавилона и о всех его святилищах тронула меня, и жители
Вавилона нашли исполнение своих желаний, При Кире II зороастрийские жрецы-маги становятся в Персии
влиятельным сословием, но в отличие от Мидии зороастризм не яв­ляется главенствующей идеологией. Религия первых Ахеменидов представляет собой, скорее, нечто отличное: иранскую (индоевро­пейскую) версию имперской идеи в ее Вавилонском и Ассирийском оформлении. Вероятно, этим отчасти и объясняется заминка при
помещении Ахеменидов в структуру зороастрийского историала: да, новая всемирная Империя находится под властью Персов, но те ли это Иранцы, которые продолжают линию легендарных героев
(пахлаванов) зороастрийского цикла — вплоть до Виштаспы, Исфан-дияра и Бехмана. Судя поряду данных, эта линия была намного бо­лее сопряжена с Мидийской державой, где и начинало свою пропо­ведническую деятельность первыми принявшее учение Заратуштры западно-иранское племя магов, позднее ставшее сословием маздаяснийских жрецов, или, как показывает тщательный анализ Авес­ты, с царями Восточного Ирана (Дрангианы, Бактрии и Хорезма)» чья топонимика и исторические детали наполняют наиболее ранние.

Гимны самого Заратуштры. именно Ахура-Мазда является Главным богом Ахеменидов, хотя он мыслится здесь как всемирное абсолютное божество, а верховные небесные отеческие бог других рассматриваются как его эквиваленты.

В иудейской истории Кир II ассоциировался с царем-освободителем, при котором завершилось Вавилонское пленение иудеев и которого пророк Исайя называет «мессией» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я дер­жу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя две­ри, и ворота не затворялись. На греческом в переводе Септуагинты термин «помазанник» передается словом xpiaxoq, Христос — На иврите это место звучит так: "ג'י של אגווה"
Здесь вполне ожидаемо используется термин «мессия». Поэтому в религиозном контексте это место можно прочесть так: «Яхве так сказал Христу-Мессии своему Киру-Курушу...» Мессия, означает именно «Помазанный», т. е. «Помазанный на царст­во», а значит, Царь.

Тема «возвращения божества на их родину» является важной мифо­логической деталью в истории Кира II: его фигура была тесно свя­зана с восстановлением культурных и религиозных автономий внутри Империи. В отличие от стратегии Нововавилонского царства,
где собрание статуй божеств и иных священных предметов мыслилось
как накопление сакрального веса Вавилона, Кир II строит свою Им­перию на сакральном плюрализме и рассредоточении сакральных
объектов по их исходным позициям.. определенная мягкость Кира II к побежденным противникам: он был безжалостен в битве с врагами, но когда
враги были повержены, он не мстил им и не продолжал «побеждать побежденного» и старался добиться от побежденных и поверженных лояльности
и уважения, а не только страха и трепета. Соответствовала ли такая
картина фактам или нет, не имеет большого значения: в истории^
разных культур (в первую очередь, персидской) эти свойства была^
тесно связаны с фигурой Кира II и стали образцом при строительстве Персидской Империи его последователями.
Очевидно, что сам Кир II осмысляет свою миссию как строи­тельство Мировой Империи с соответствующей ей мировой рели­гией, где во главе стоит мужское световое божество, единство которого обосновывает единство царства. При этом базо­вой моделью этой религии является Иранская традиция маздеизма и почитание, и Света и Бога (Ахура-Мазды) который для самих иранцев служит базовой интерпретационной матрицей
Имперостроительство Кира имело в глазах его современни­ков сакральное измерение. Оно проявлялось и в том, насколько стремительно он создал огромную державу, в чем многие увидели божественное предначертание, и в том, как милосердно он посту­пал с побежденными врагами (если они на самом деле побеждены), и в том, что он после взятия Вавилона возвратил свезенные туда ца­рем Набонидом статуи божеств и иные священные предметы из раз­ных областей Месопотамии. Сам Кир в своем «Манифесте» провозглашал: Я — Кир, царь мира, великий царь, могучий царь, царь Вавилона, царь Сумира и Аккада, царь четырех стран, сын Камбиза, великого царя, царя города Аншана, внук Кира, великого царя, царя города Аншана, потомок Теиспа, ве­ликого царя, царя города Аншана, отрасль вечного царст­ва, которого династия любезна Белу и Набу, которого вла­дычество приятно их сердцу. Когда я мирно вошел в Вавилон, и при ликованиях и веселии во дворце царей занял царское жилище, Мардук, великий владыка, склонил ко мне благородное сердце жителей Вавилона за то, что я ежедневно помышлял об его почитании. Мои многочи­сленные войска мирно вступили в Вавилон. Во весь Сумир и Аккад я не допустил врага. Забота о внутренних делах Вавилона и о всех его святилищах тронула меня, и жители Вавилона нашли исполнение своих желаний, При Кире II зороастрийские жрецы-маги становятся в Персии влиятельным сословием, но в отличие от Мидии зороастризм не яв­ляется главенствующей идеологией. Религия первых Ахеменидов представляет собой, скорее, нечто отличное: иранскую (индоевро­пейскую) версию имперской идеи в ее Вавилонском и Ассирийском оформлении. Вероятно, этим отчасти и объясняется заминка при помещении Ахеменидов в структуру зороастрийского историала: да, новая всемирная Империя находится под властью Персов, но те ли это Иранцы, которые продолжают линию легендарных героев (пахлаванов) зороастрийского цикла — вплоть до Виштаспы, Исфан-дияра и Бехмана. Судя поряду данных, эта линия была намного бо­лее сопряжена с Мидийской державой, где и начинало свою пропо­ведническую деятельность первыми принявшее учение Заратуштры западно-иранское племя магов, позднее ставшее сословием маздаяснийских жрецов, или, как показывает тщательный анализ Авес­ты, с царями Восточного Ирана (Дрангианы, Бактрии и Хорезма)» чья топонимика и исторические детали наполняют наиболее ранние. Гимны самого Заратуштры. именно Ахура-Мазда является Главным богом Ахеменидов, хотя он мыслится здесь как всемирное абсолютное божество, а верховные небесные отеческие бог других рассматриваются как его эквиваленты. В иудейской истории Кир II ассоциировался с царем-освободителем, при котором завершилось Вавилонское пленение иудеев и которого пророк Исайя называет «мессией» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я дер­жу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя две­ри, и ворота не затворялись. На греческом в переводе Септуагинты термин «помазанник» передается словом xpiaxoq, Христос — На иврите это место звучит так: "ג'י של אגווה" Здесь вполне ожидаемо используется термин «мессия». Поэтому в религиозном контексте это место можно прочесть так: «Яхве так сказал Христу-Мессии своему Киру-Курушу...» Мессия, означает именно «Помазанный», т. е. «Помазанный на царст­во», а значит, Царь. Тема «возвращения божества на их родину» является важной мифо­логической деталью в истории Кира II: его фигура была тесно свя­зана с восстановлением культурных и религиозных автономий внутри Империи. В отличие от стратегии Нововавилонского царства, где собрание статуй божеств и иных священных предметов мыслилось как накопление сакрального веса Вавилона, Кир II строит свою Им­перию на сакральном плюрализме и рассредоточении сакральных объектов по их исходным позициям.. определенная мягкость Кира II к побежденным противникам: он был безжалостен в битве с врагами, но когда враги были повержены, он не мстил им и не продолжал «побеждать побежденного» и старался добиться от побежденных и поверженных лояльности и уважения, а не только страха и трепета. Соответствовала ли такая картина фактам или нет, не имеет большого значения: в истории^ разных культур (в первую очередь, персидской) эти свойства была^ тесно связаны с фигурой Кира II и стали образцом при строительстве Персидской Империи его последователями. Очевидно, что сам Кир II осмысляет свою миссию как строи­тельство Мировой Империи с соответствующей ей мировой рели­гией, где во главе стоит мужское световое божество, единство которого обосновывает единство царства. При этом базо­вой моделью этой религии является Иранская традиция маздеизма и почитание, и Света и Бога (Ахура-Мазды) который для самих иранцев служит базовой интерпретационной матрицей