Документальный фотограф Нанна Хайтманн (Nanna Heitmann) живет на две страны, в России и Германии. Её мать – русская, а дед родился в Сибири. Хайтманн закончила курс документальной фотографии в университете Ганновера, а после – проучилась один семестр в Томском университете на факультете журналистики.
Сейчас ей 25 лет. Фоторепортажи Нанны публиковали в журналах TIME, Le Monde, Stern и die Zeit, газетах New York Times и The Washington Post. В 2015 году фотограф получила премию German Youth Photo Award, Berlin, в 2019 году – премию Leica Oscar Barnack Award, а также стала представителем фотоагентства Маgnum в качестве кандидата.
На сайте Томского университете в интервью студентам Нанна рассказывает о своей страсти к путешествиям:
Если путешествуешь как обычный турист, трудно увидеть людей в их повседневной жизни. Нужно какое-то время пожить среди них, чтобы понять, прочувствовать, как люди живут, увидеть то, что не видно сторонним взглядом
Хайтманн побывала в Индии и Индонезии, Норвегии и Непале, ездила автостопом по Европе, ухаживала за овцами на экологической ферме в Норвегии и работала в детском приюте. Желание путешествовать определяет вектор интересов Нанны – по её мнению, чтобы начать, «надо просто купить билет».
Так Нанна однажды и сделала – отправилась к реке Енисей и начала работу над проектом «Прячась от Бабы Яги».
Я знала Россию по сказкам, советским фильмам и семейным анекдотам и хотела исследовать свои корни. Я говорила по-русски до пяти лет, и теперь с большим трудом его вспомнила и заговорила. Россия такая огромная и завораживающая, и знание разговорного языка очень помогает в путешествиях, – говорит Хайтманн в интервью английской The Guardian.
За серию фотографий «Прячась от Бабы-Яги» Нанна получила премию имени Яна Перри газеты The Sunday Times. «Баба Яга» посвящена людям, которые живут «натуральной жизнью» на берегах Енисея. Поездка на юг и путешествие по течению реки заняло у фотографа три с половиной месяца. Нанна Хайтманн работала над портретами отшельников и старообрядцев, пейзажами дымной тайги и индустриальных руин, натюрмортами, снимала провинциальные театры и тувинские танцы.
Люди на протяжении истории искали защиты у реки Енисей и лесов, через которые она протекает», – объясняет идею своего проекта Нанна, – «Они скрывались от царей и Cоветов, казаки, рабы, отступники и просто авантюристы, они нашли возможность жить свободно и на своих условиях на берегах сибирской реки. Берега Енисея превратились в прибежище мечтателей и одиночек
Хайтманн выдерживает неуловимую дистанцию между собой и героями, которая свидетельствует об уважении к независимости личности и невмешательстве в ментальное поле ближнего. Порой дистанция, которая захватывает пространство конкретной фотографии, подчеркивается соседствующими с ней снимками серии: метафорические натюрморты – к примеру, гербарий бабочек или жаба в стеклянной банке – отвечают здесь за эмоциональное состояние.
Хайтманн выдерживает неуловимую дистанцию между собой и героями, которая свидетельствует об уважении к независимости личности и невмешательстве в ментальное поле ближнего. Порой дистанция, которая захватывает пространство конкретной фотографии, подчеркивается соседствующими с ней снимками серии: метафорические натюрморты – к примеру, гербарий бабочек или жаба в стеклянной банке – отвечают здесь за эмоциональное состояние.
Нанна наследует изобразительной традиции русских художников – пейзаж на снимках, в который вписаны фигуры героев истории, физически осязаем и поэтичен. «Большим источником вдохновения для проекта были старые русские художники, особенно Иван Билибин, иллюстрировавший старинные сказки, и Михаил Нестеров, чьи картины я много смотрела в детстве», – замечает Нанна.
Фотография дает мне возможность погрузиться в миры и реальности, которые я никогда бы не исследовал без моей камеры», – продолжает Хайтманн, – «Что меня завораживает, так это химия, которая развивается во время фотографирования совершенно незнакомых людей
В Германии Нанна снимала истории из жизни шахтеров, сюжеты, которые фотографы любят за фактурность проблематики. Интересно, что в этой съемке Нанна дистанцию сокращает – шахтеры в отличие от сибиряков даны гораздо крупнее, располагаются ближе к камере. Основные мотивы здесь – люди-камни, люди–глаза, соль земли, шахта как пещера, участь и вера.
Нанна Хайтманн создает эпические, многоуровневые документальные повествования в русле традиционной классической журналистики, сосредоточенной на человеке независимом от социальных предрассудков и деструктивных тенденций современности.
Текст: Михаил Борисов
Редактор: Елена Черезова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.