Найти тему
Николай Таронов

МНОГОВЕКОВЫЕ ПОПЫТКИ ЭКСПАНСИИ ЛАТИНСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИЮ. Окончание

Папа римский Франциск. Источник:  volyn.com.ua
Папа римский Франциск. Источник: volyn.com.ua

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сентябре 2002 года, отвечая на вопросы итальянского католического журнала "Фамилия кристиана", очередной раз осудил непрекращающиеся попытки католической церкви подчинить себе православие (см. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=651):

«Я обращаюсь к христианам Запада с призывом прекратить заниматься "кражей овец" и вспомнить о нашей общей ответственности перед миром... быть свидетелями Истины Спасителя, а не расхитителями стада соседей».

Патриарх Алексий II. Источник:  pomnipro.ru
Патриарх Алексий II. Источник: pomnipro.ru

Московский патриархат этим выражает всю свою тревогу по поводу безудержного стремления латинской церкви поглотить православие. Вообще поводом написать обзорную статью по экспансии католицизма в русскую православную церковь послужил отзыв на мою небольшую статью «Очередная победа латинской церкви над православной» опубликованной по адресу https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c6a1d3642b600ad3ef7ca/ocherednaia-pobeda-latinskoi-cerkvi-nad-pravoslavnoi-5ddc772b5e28df4e59a3c3b8. Комментатор высказал мысль, что маленькая группа украинских раскольников не может влиять на общее состояние дел. Я с этим категорически не согласен.

Продолжим обзор.

Польский король Ягайло со своей супругой Ядвигой начали силой насаждать латинскую веру в Прибалтике, Закарпатье и на Карпатах. А до этого многочисленные попытки римских пап вобрать в католичество восточную церковь в 1274 году увенчалось подписанием представителями императора Византии Михаила Палеолога и частью православных епископов Лионской церковной унии. Военные угрозы, шантаж и игра на личностных слабостях некоторых политических лиц принесли свои плоды. Большинство епископов греческой церкви в Византийской империи не приняло унию, не стало поддерживать императора и подверглось гонениям и заточениям в тюрьмы. Но с кончиной в 1282 году Михаила Палеолога Лионская уния закончилась.

Церковная уния – это слияние католической и православной исповеданий. При этом признается главенство латинской церкви и папы римского при проведении богослужения на родном языке паствы. Более подробно о церковной унии можно прочитать в энциклопедии Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. по ссылке https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/104695/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D1%8F.

После окончания Лионской церковной унии происходит активизация миссионерской деятельности католиков на Руси. Им удается привлечь на свою сторону Предстоятеля Русской православной церкви митрополита Исидора. Он в 1439 году участвует в подписании Флорентийской церковной унии. После подписания этой унии папа римский за усердие возводит Исидора в кардинальское достоинство. Только после этого Великий князь Василий II Темный заточил Исидора в тюрьму.

Князь Василий  II Темный (1426 - 1462). Источник:  tr.pinterest.com
Князь Василий II Темный (1426 - 1462). Источник: tr.pinterest.com

Московское духовенство осудило действия униатского Константинополя. И разорвало с ним всякие сношения. С этого момента Московская православная церковь во главе с митрополитом Ионой обретает самостоятельность и независимость от патриархата в Константинополе. А с 1589 года московские митрополиты уже окончательно получают патриаршее достоинство. И с тех пор Русская православная церковь признана церковной автономией.

В 1569 году Великое княжество Литовское и Королевство Польское объединяются в Речь Посполитую. Одной из задач нового королевства становится религиозная унификация своих подданных путем обращения православных в католицизм. Решительные действия в этом направлении привели к заключению в 1596 году Брестской церковной унии. На территории Речи создается Русская грекокатолическая (Униатская) церковь. Своей основной миссией эта церковь считала принудить свою паству к полному переходу в латинство.

Папские представители на Руси постоянно ищут себе сторонников в Москве. Пробуют воздействовать через жену Иоанна третьего Софию Палеолог, ближних и влиятельных бояр, а так же и других лиц. Отношения Русской церкви к латинской еще больше ухудшились после попыток Рима и Польши усилить свое влияние в период Смутного времени. Поэтому ведущую роль в распространении среди народа католических догматов поручили Русской униатской церкви, которая нынче называется Украинской греко-католической церковью.

В ответ на это Русская православная церковь при помощи возрождающегося государства запрещает католическому духовенству въезд в Россию. А состоявшийся в 1620 году Собор постановил, что в случае принятия католиками православия, то они должны повторно креститься. Постепенно из-под влияния униатов выводится население Смоленщины. Берется под жесткий контроль деятельность в Москве францисканцев и иезуитов.

Петр Великий во время своего правления изгнал из России иезуитов. А их костелы передал в пользование капуцинам, при условии, что их в империи должно быть не более десяти человек. А все живущие в России католики учитывались в Святейшем Синоде и контролировались светскими властями. Позднее всеми делами католических приходов занялся Сенат через специальную коллегию.

Портрет императрицы Екатерины II.  Источник:  yandex.com.tr
Портрет императрицы Екатерины II. Источник: yandex.com.tr

При правлении Екатерины II Великой происходит развал Речи Посполитой. Начиная с семидесятых годов восемнадцатого столетия к России возвращаются: в 1772 году Восточная Белоруссия, часть Прибалтики; в 1793 году Центральная Белоруссия и Правобережная Украина; в 1795 году остальная Белоруссия, Литва, Курляндия, Волынь и Холмск. Ликвидируется униатская Митрополия Киевская, Галицкая и всея Руси. Но папа Пий седьмой учреждает во Львове (Австрийская империя) униатскую Галицкую Митрополию. Но католический прозелитизм в Россию, все же, уменьшился вплоть до начала двадцатого века.

После Октябрьской социалистической революции в России и Первой мировой войны в Ватикане принимаются меры по усилению влияния латинской церкви на паству Московского православия. Усиливается Украинская греко-католическая церковь, которая во время Второй мировой войны поднимало население на вооруженную борьбу с СССР на стороне фашистской Германии. Митрополит Андрей Шептицкий лично делегировал капелланов в дивизию СС «Галичина» и оказывал всемерную поддержку украинским националистам. После победы над Германией Советское правительство за пособничество фашизму вынуждено было заставить УГКЦ самораспуститься.

С приходом к власти в СССР М. С. Горбачева начинается очередной этап экспансии латинской церкви в Россию. В 1988 году в Москву приехал государственный секретарь Ватикана Агостино Казароли и встречается с Горбачевым М. С. А в декабре 1989 года генсек КПСС официально посещает Ватикан и имеет длительную беседу с папой Иоанном Павлом II. После этого начинается погром Православия на Западной Украине. В 1992 году при поддержке властей Украины происходит самопровозглашение Украинской православной церкви Киевского патриархата. 18 декабря 2018 года в Киеве проходит объединительный собор УПЦ КП и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), где провозглашают от образовании Православной церкви Украины (ПЦУ).

Сразу же после избрания Епифания главой ПЦУ Первоиерарх Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав поздравил его с образованием новой церкви и выразил уверенность в единении двух церквей. Об этом 8 января 2019 года сообщило Информационное агентство «Униан» (см. https://www.unian.net/society/10401822-glava-ukrainskoy-greko-katolicheskoy-cerkvi-schitaet-realnym-v-perspektive-edinenie-s-pcu.html).

Теперь Епифаний хочет Рождество Христово отмечать не 7 января, а по католическому обряду 25 декабря. По сообщению Издания «РБК» (см. https://www.rbc.ru/society/14/12/2019/5df4fecc9a7947c6c9b26858) Епифаний говорит, что необходимо провести разъяснительную работу о реформе церковного календаря. Уже видно, как Брестская уния, которой уже несколько сотен лет, готовится поглотить большую часть Украинского православия. Выводы делайте сами.

Начало статьи: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c6a1d3642b600ad3ef7ca/mnogovekovye-popytki-ekspansii-latinskoi-cerkvi-v-rossiiu-5dde199e5a45fa67934b2ae4

Продолжение: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9c6a1d3642b600ad3ef7ca/mnogovekovye-popytki-ekspansii-latinskoi-cerkvi-v-rossiiu-prodoljenie-5ddf8a2bb01a39287235e270