Найти тему

Алиса и не только. Интервью с детским иллюстратором Душаном Каллаем

Добрый день!

Расскажите, пожалуйста, нам немного о себе. Кем Вы мечтали стать в детстве? Чем Вы больше всего любили заниматься? Что всегда давалось тяжело?

Я третий ребенок в семье. Мой отец был учителем музыки и, конечно, хотел, чтобы мы стали известными музыкантами. Я и мой брат учились играть на скрипке, сестра – на фортепиано. К сожалению, мечта моего отца не сбылась, никто из нас музыкантом не стал. Играть у меня получалось не очень хорошо, а звуки, которые издавала скрипка, слушать было невыносимо, так что я оставил эту затею. С другой стороны, рисовать я начал примерно в то же время. Мне удалось сохранить несколько самых первых своих рисунков. Так что, моя мечта стать иллюстратором и художником сформировалась ещё в раннем детстве.

Любили ли Вы читать? Какие сказки в детстве Вас увлекали больше всего?

В моём детстве не было такого разнообразия детских книг, как сейчас. Помню две свои детские книжки, которые очень любил и хранил ночью под подушкой. Первая – антология сказок, расположенных в алфавитном порядке, меня завораживало, что у каждой буквы была своя сказка.

Вторая книжка была про Гензеля и Гретель. Я часто срисовывал картинки из этой книжки, и часть тех рисунков до сих пор сохранилась. Много лет спустя я случайно увидел в Музее Братиславы оригинальные иллюстрации из той книги. Так я узнал, что эти иллюстрации принадлежат кисти Марии Зелибской.

Эти иллюстрации я пронёс через всю мою жизнь.

Кто Вас больше всех поддерживал на пути становления творческой личностью (мама, папа, дедушка, бабушка, учитель…)?

Мой дедушка был художник-самоучка. Практически каждые каникулы я отдыхал у него в Тренчине, в нашей домашней «художественной школе». Он доставал вазу из серванта, наполнял цветами, и мы рисовали ее вместе. Он всегда рисовал масляными красками. Его дом и сейчас хранит эти воспоминания о моем детстве в запахе масляной краски. Мы много говорили об искусстве, истории, любви и природе.

Позже, когда в Жилине открылась художественная школа, я просто должен был там оказаться. Нас обучал очень известный в Словакии художник, Здено Хорецкий, который сумел пробудить в нас интерес к рисованию. Будучи детьми, мы все рисовали практически на профессиональном уровне. Мы рисовали, создавали скульптуры и мозаики, участвовали в самых первых своих выставках. Позже я продолжил обучение в Академии изобразительных искусств и дизайна в Братиславе на факультете композиционного рисунка и пейзажной живописи у профессора Яна Желибского и в отделе графики и книжной иллюстрации у профессора Винсента Гложника.

На Ваш взгляд, кто из авторов или художников оказал самое сильное влияние на Ваш творческий стиль?

Вероятно, мои профессора в Академии и другие студенты оказали наибольшее влияние на формирование моего стиля. На уроках с Яном Желибским мы искали изысканную гармонию в картинах, а на уроках Винсента Гложника знакомились с новыми техниками рисования. Что всегда меня завораживало в изобразительном искусстве, так это возможность выразить себя через множество разнообразных техник и жанров. Это означало постоянный поиск чего-то неизведанного.

-2

Что больше всего вдохновляет Вас в работе художника? Есть ли что-то в Вашей работе, что по-прежнему даётся тяжело?

Моя работа включает в себя не только создание иллюстраций, но и свободное творчество, рисование, графический дизайн, создание экслибрисов, анимационных фильмов, а также плакатов и почтовых марок. И что вдохновляет меня сильнее всего? Как я отмечал ранее – это возможность изучить множество разных сред, поиски своего стиля среди множества художественных движений и направлений. Если подобное вам по вкусу, тогда вы не будете уставать, только наслаждаться процессом. Я счастлив, что занимаюсь тем, что мне нравится больше всего на свете, это самое прекрасное в моей работе.

Что помогает Вам настроиться на продуктивную работу?

В жизни художника бывают моменты, когда всё идёт как по маслу, вся работа делается практически сама собой. Бывает и так, что художник находится в творческом кризисе, когда у него нет ни одной стоящей идеи, когда он ничего не хочет и понятия не имеет, что ему делать. Разумеется, такие моменты происходят с каждым, и самая большая ошибка, которую вы можете совершить в таком случае – сесть и начать рефлексировать.

Мой рецепт продуктивности прост – в случае творческого кризиса я начинаю рисовать маленькие смешные картинки, обычно кризис проходит. Если это не помогает, я меняю среду и стиль или делаю что-то совершенно новое, что не пробовал раньше. Если верить в то, что муза приходит и уходит, то я могу сказать, что она приходит только тогда, когда человек готов, и этот процесс ожидания невозможно ни укоротить, ни обмануть. Вы не можете ждать, что креативность просто нагрянет, но когда к вам приходит вдохновение, всё моментально становится ясно и просто.

Какие книги Вы предпочитаете иллюстрировать? По какому принципу Вы их выбираете?

Сложный вопрос. Я люблю иллюстрировать книги для детей и для взрослых, поэзию, художественную литературу, малотиражные издания. Мне нравятся книги, которые вдохновляют меня с первой же строчки выбрать особую технику и понять атмосферу.

-3

Вы помните свою самую первую проиллюстрированную книгу? Какие эмоции она у Вас вызвала, когда Вы получили её из печати?

Конечно, ощущения, когда держишь в руках свою первую книгу, – невероятные! Но эти ощущения, этот восторг присутствуют в каждой новой книге. Ведь книга не может быть отрисована за день или за неделю. Однажды я сказал, что жизнь в семье иллюстраторов исчисляется не в днях, а в книгах. Поскольку моя супруга тоже иллюстратор, мы не помним, когда работали над конкретной книгой, но мы помним, над какими книгами мы работали, когда вступили в брак, переехали на новую квартиру, а затем в новую студию. Таким образом вся наша жизнь может быть выстроена хронологически с помощью книг.

Как Вам кажется, ограничен ли художник рамками «авторского слова»? Насколько Вы свободны при иллюстрировании книг?

На мой взгляд, художник и автор равны между собой. Художник вправе придать книге собственный стиль, передать своё понимание. Я частенько говорю, что хороший художник должен уметь сделать из трагедии комедию, как в Гамлете, и наоборот. Выразительность иллюстрации должна быть ясна, проста, понятна и уникальна. Только так можно создать хорошую книгу. Потому как создавать иллюстрации строго по тексту будет крайне скучно и неинтересно.

Можете дать совет, как поступить, если возникает противоречие между задумкой автора и Вашим мнением?

Во время своей работы я прилагаю много усилий, чтобы ничего не знать о задумке автора. Я предпочитаю удивлять автора законченной работой. Разумеется, найдутся книги, где совместная работа с автором крайне важна. Я работал над иллюстрированной книгой с одним шведским писателем – это было крайне утомительно. Мы писали друг другу почти каждый день и объясняли свои намерения на иностранном языке. Но даже в подобной ситуации важно, чтобы художник не боялся оставаться верен своему стилю. Однажды я некорректно перевел текст с немецкого языка. Главный герой был жабой (Kröte), а я изобразил его черепахой (Schildkröte). В итоге пришлось переделывать всю книгу от начала до конца, – порой случается и такое.

-4

Приоткройте завесу тайны, как происходила работа над иллюстрированием книги «Алиса в Стране чудес»? По какому принципу Вы отбирали сцены для отрисовки? Вы сразу представляли, как будут выглядеть герои, или их образы рождались в процессе?

«Алиса в Стране чудес» населена множеством странных животных и существ, не сильно приятных людям, например мышами, жуками и т.д. Изучение этих животных с точки зрения анатомии стало для меня невероятным испытанием. Однако это было необходимо, чтобы в книге они получились живыми. То же самое можно сказать о цветах, игральных картах, шахматных фигурах. «Алиса в Стране чудес» была проиллюстрирована множество раз, и я видел самые разные версии этой книги, включая самую первую – с работами Джона Тэнниела. А моя работа стала первым словацким изданием «Алисы». Это оказалось крайне важным для меня, поскольку позволило создать мой собственный мир, особую атмосферу, передать моё понимание текста и героев. Я жил этой книгой целый год, и иллюстрации – это своего рода композиция всех моих прежних работ. На меня оказал огромное влияние и автор, Льюис Кэрролл. Я прочёл его письма, другие работы, изучил его биографию. Я попытался узнать его настолько хорошо, насколько это было возможно, постарался получить максимум информации. Я даже приобрел чешское издание Алисы, в котором несколько терминов были переведены совершенно по-новому. В любом случае, это был невероятно интересный опыт.

Льюис Кэрролл населил Страну чудес удивительными персонажами, кого из них Вам нравилось рисовать больше всего и почему? Чей образ оказался самым сложным?

Мне очень нравилось рисовать Кота и его трансформации, а также всех птичьих персонажей. Стоит также упомянуть жуков. Они невероятно красивы и разнообразны. Естественно, мне пришлось их довольно подробно изучить, но это не было слишком сложно.

Какая иллюстрация в «Алисе в Стране чудес» радует Вас больше всего? Почему именно эта?

Их несколько, но если выбирать одну, то я назову иллюстрацию к третьей главе, где Алиса сидит в окружении множества птиц. Эта работа сподвигла меня на создание красочной гравюры «Рай диких птиц». Как видите, «Алиса» породила новый проект. Так на меня влияет всё творчество Кэрролла: стоит лишь немного задуматься над текстом, и вас посещает множество невероятных идей.

-5

Вам бы хотелось побывать в Стране чудес вместе с Алисой? И окажись Вы там, с кем бы больше всего хотели познакомиться?

Скорее да. Я всё еще нахожу Страну чудес удивительным местом. Если уж спрашивать меня, вижу ли я похожие детские сны, то я отвечу – до сих пор. Однажды я сказал, что иллюстрирование детских книг – самая прекрасная работа в мире, поскольку ты можешь смело смотреть на мир глазами маленького ребенка и не быть обвинённым в излишней детскости.

Часто можно слышать, что иллюстраторы в своих работах изображают себя, своих близких. Есть ли у Вас любимые прототипы для Ваших иллюстрированных персонажей? И попали ли такие на страницы «Алисы»?

В образе главной героини, Алисы, отражены образы моей матери, когда она была маленькой девочкой, а также племянницы моей жены, поскольку она была того же возраста, что и Алиса. Льюис Кэрролл написал «Алису» для настоящей девочки, поэтому я тоже искал модель среди моего окружения. Кроме того, в книге есть образы нескольких других людей, которых я знаю. На иллюстрации, где два художника раскрашивают розы, изображены двое моих коллег из школы, а наездник, сидящий на бабочке, – это портрет моего шурина. Так что в книге, как видите, можно обнаружить много знакомых мне лиц.

Есть ли у Вас книга мечты, которую Вы хотели бы проиллюстрировать?

Да, и, возможно, это будет еще одна книга Льюиса Кэрролла – «Сильвия и Бруно». В книге полно кэрролловских парадоксов, но она ориентирована больше на взрослых. Впрочем, «Алиса в Стране чудес» – тоже в некотором смысле книга для взрослых.

-6

Что бы Вы сказали себе ребенку, зная, какое будущее перед вами откроется?

Я не могу ответить, простите.

На прощание оставьте, пожалуйста, небольшое пожелание нашим читателям.

Я желаю им читать побольше книг, которые повлияют на их персональный рост во взрослой жизни, и чтобы у них была по крайней мере одна книга, которая будет напоминать им о детстве на протяжении всей жизни.

Редактировать галерею
Редактировать галерею

Душан Каллай (19 июня 1948 года, Братислава) - словацкий художник, график, иллюстратор и живописец.

Душан Каллай окончил Академию художеств в Братиславе. В сферу его интересов входят графика, живопись, книжная иллюстрация, создание экслибриса[1], создание почтовых марок, анимация и производство плакатов. С 1990 года он преподает в Академии изобразительных искусств и дизайна, руководит студией свободной графики и иллюстрации. Работы Душана Каллая выставляются в крупнейших картинных галереях по всему миру, включая Художественную галерею Нюрнберга (Германия), Национальную галерею в Праге (Чехия), Музей книг в Каруидзаве (Япония), Альбертский университет (Канада), Музей искусств и исторический квартал Тусона (США) и др.

Его иллюстрации были отмечены различными престижными наградами:

  • 1973 и 1975 гг. - Золотое яблоко на биеннале иллюстраций в Братиславе
  • 1988 г. – Премия Х.К. Андерсена в Осло
  • 1992 г. – Премия ЮНИСЕФ
  • 2005 г. – Хрустальное крыло в категории изобразительного искусства и архитектуры
  • 2009 г. – Гран при на выставке VIPA в Вене
  • 2011 г. – Гран при филателии в Брюсселе

[1] Экслибрис - книжный знак, удостоверяющий владельца книги.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц