Большие глаза и нереальные пропорции тела действительно почти в любом аниме присутствуют, но ничего особенно удивительного в этом нет. Мы же не возмущаемся, что в кино нам показывают красивых мужчин и женщин всех возрастов и положений, а в метро и магазинах нас окружают люди обычные, с далеко не идеальной внешностью? Японцы тоже используют эстетически приятные образы, только и всего.
Что касается аудитории, то возрастной состав ее зависит от жанра: есть аниме детское (кстати, весьма небольшое количество), есть подростковое, есть для юношества и студентов, есть и для взрослых (и не всегда это пресловутый хентай). Чтобы увидеть, в чем разница между аниме и мультиком, надо для начала определиться с терминологией.
Аниме – рисованные анимационные фильмы, созданные японцами для японцев (впоследствии могут быть адаптированными для аудитории других стран). Соответственно, с технической точки зрения это точно такие же мультфильмы, что и «Ежик в тумане», «Ну, погоди!» или «Корпорация монстров». В отдельную категорию их выделяют из-за ряда ярких особенностей, в которых мы и постараемся разобраться.
Аудитория мультипликационных фильмов – преимущественно дети, даже если сценарий включает в себя злободневный или сатирический подтекст. Соответственно, и сюжеты, и характеры персонажей, и диалоги ориентированы прежде всего на человека с небольшим жизненным опытом и не слишком значительным багажом знаний. Жизненные реалии малышей не привлекают, поэтому мир мультиков – мир вымышленный и в некотором роде идеальный. Конечно, выпускаются мультфильмы и для взрослых, и даже с ограничением «18+», но это капля в море европейского анимационного видео.
В аниме для детей предназначены лишь творения жанра кодомо, которые могут быть практически неотличимы от европейской или американской мультипликации (вспомним про Пчелку Майю). Все остальное – для подростков и взрослых, причем условное деление на жанры подразумевает и разную целевую аудиторию. Естественно, темы и проблемы здесь поднимаются совсем иные, нежели в мультфильмах. Так, в аниме может быть множество сюжетных линий, а на первый план выдвигается не действие, а внутренние монологи, психология и межличностные отношения. Западные творения предлагают предельно упрощенную схему per aspera ad astra («через тернии к звездам») либо вселенскую борьбу добра и зла