Найти тему

Памяти Бориса Сергеевича Кабанова

Сегодня рубрика «ТЕМА НОМЕРА» посвящена светлой памяти Бориса Сергеевича Кабанова, бессменного Председателя Совета главных механиков нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий России и СНГ. Всю свою жизнь Борис Сергеевич посвятил родному предприятию ПО Киришинефтеоргсинтез, навсегда вписав имя в его историю. Но, выделяясь высочайшим профессионализмом, незаурядной волей, человеческой мудростью и яркой харизмой, в смутные 90-ые Борис Сергеевич не смог остаться в стороне от проблем всей нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Так, по его инициативе и под его руководством был создан Совет главных механиков, уникальное общественное объединение профессионалов-единомышленников, ставшее главной «точкой опоры» и «точкой роста» для специалистов ремонтно-эксплуатационных служб НПЗ и НХЗ всей России и СНГ. Каждый, кто обращался к Борису Сергеевичу, всегда получал помощь, полезный совет и дружеское участие, и мы с благодарностью храним в сердце светлый образ этого человека…  Сегодня о Б.С.Кабанове говорят его близкие друзья и коллеги.     

Зернов Владимир Иванович, бывший Главный механик ПО «Киришинефтеоргсинтез»:

Я всю жизнь проработал на Киришском НПЗ, последняя моя должность – Главный механик, а последним начальником был Борис Сергеевич Кабанов, в ту пору – заместитель директора заместителя директора по ремонту и эксплуатации. Познакомились мы в далеком 1978 году, когда Борис Сергеевич пришел на Киришский завод, где я с 1976г. уже работал механиком на битумной установке. Я закончил институт в Грозном, он в Твери, поработал по распределению в Казахстане и поступил к нам мастером в ремонтный цех наружного участка.

Как раз в это время у нас шел ремонт, и ремонтники занимались нашей установкой. Ремонт длился месяц, нередко приходилось задерживаться ночами-вечерами, так за работой мы с Борисом Сергеевичем познакомились поближе, и с тех пор пошли по жизни параллельно, он всегда занимался ремонтом, а я – эксплуатацией. Он в ремонтном цехе поднимался – мастер, нач. участка, зам. нач. цеха, нач. цеха, потом стал зам. директора ремонтно-механического завода, и, в конце концов, стал Главным механиком Киришского НПЗ. Я тоже шел по жизни, начиная со слесаря и механика битумных установок. А уже когда Борис Сергеевич переходил на должность заместителя директора завода по капитальному строительству, я стал Главным механиком. Так мы рука об руку до конца и работали.

Это был тяжелый труд, установки эксплуатировались круглые сутки, и состояние ремонта было практически постоянным. Все бывало – аварийные случаи, пожары… Тогда работали сутками, бывало, приходилось неделями не выходили с завода. Так что дружба у нас крепла, и не только на производстве, со временем мы начали дружить семьями. Все были молодые, и дачи построили рядом, и дети наши дружили. Так сложилась наша команда, в основном, из коллег – механиков, начальников установок и цехов – а когда на заводе пошла смена поколений руководства, постепенно начала продвигаться «к рулю». Из нашей компании вышел нынешний генеральный директор завода, все его заместители, главные специалисты, все мы «поднялись» в одно и то же время.

Наш завод ведет историю с 1965 и в те годы считался самым передовым и современным в Союзе, кроме того, именно он первым вошел в вертикально интергированную структуру, включающую все этапы производства, от добычи нефти до переработки. Наш генеральный директор Сомов стоял у истоков этой вертикальной интеграции. «Киришинефтеоргсинтез» первым вошел в состав Сургутнефтегаза как дочернее предприятие, и уже потом Лукойл и Роснефть по нашему примеру пошли по пути интеграции производства.   

Хочу отдельно сказать о деловых и человеческих качествах Бориса Сергеевича Кабанова. Механическая служба НПЗ – особое место работы, которое тебя постоянно испытывает и экзаменует на знания, волевые качества и стойкость характера, здесь человек продвигается не за «красивые глазки», а только за счет трудолюбия, ума и подхода к делу. И всем этим Борис Сергеевич обладал вполне. Кроме того, наша служба, – это еще и взаимоотношения с людьми, начиная с мастера, механику нужен авторитет не только в глазах начальства, но и в рабочей среде. И в первую очередь важен обстоятельный, серьезный и конструктивный подход к проблемам. При Борисе Сергеевиче ничего не делалось наскоком, всегда обдуманно, решения принимались им не единолично, а коллегиально, так что каждый рабочий был убежден в правоте принятого решения и делал свою работу добросовестно и качественно.   

А когда Борис Сергеевич поднялся на самую высокую для механика должность – заместителя директора по ремонту и эксплуатации всего комплекса «Киришинефтеоргсинтез», его качества руководителя проявились во всей полноте. Он не только пользовался беспрекословным авторитетом, ставя нам, подчиненным, задачу, но и вел техническую политику, определял стратегию и тактику развития всего парка оборудования завода на годы и десятилетия вперед.   

Маленький пример: модернизация оборудования, связанная с автоматизацией производства, началась у нас благодаря Борису Сергеевичу. Как известно, чтобы что-либо модернизировать, надо сперва доказать вышестоящему начальству, что это крайне необходимо. Автоматизация производства – это большие деньги, и многие рассуждали: а нужно ли их вкладывать, если и так все работает? Только авторитет Бориса Сергеевича, его человеческие и профессиональные качества, умение найти самые веские аргументы, стало решающим фактором при принятии этой стратегии развития производства.

Так под руководством Бориса Сергеевича и по его инициативе мы внедрили систему SPM («Shock Pulse Method», «Метод ударных импульсов») – систему эффективного мониторинга и диагностики условий работы и состояния всех подшипников предприятия. Представляете, к каждому из тысяч работающих единиц оборудования – будь то электродвигатель, насос, компрессор, вентилятор и т.п. – к каждому подшипнику подведен датчик. В автоматическом режиме он измеряет температуру, вибрацию, и все это отражается в общей системе SPM на мониторах центральной службы.

С этой системой мы ушли далеко вперед, обогнав многие компании. Сегодня уже все заводы ввели у себя ремонт по состоянию, но главное условие для этого – иметь возможность ежедневно наблюдать за оборудованием. Мы первыми прошли этим путем: каждый работающий насос оснастили датчиком, показатели которого отражаются на мониторе оператора. Благодаря нашему руководству и Борису Сергеевичу в первую очередь, мы первыми смогли уйти от системы ППР. Это требовало больших финансовых средств, нужно было доказать необходимость таких вложений, в первую очередь, техническому директору, генеральному директору, и через них руководству головной компании «Сургутнефтегаз». Нас поддержали, и мы пошли по этому пути, а после достигнутых результатов наш опыт начали внедрять и на других предприятиях компании. Далее..