Ля минорный каприс № 24 для скрипки соло Никколо Паганини - один из самых узнаваемых, если не сказать "заезженных", хитов современности, хотя сочинён он был в начале XIX века. Каприс представляет собой цикл миниатюрных вариаций на тему близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.
Диапазон цитирования каприса в других произведениях огромен: от этюда Ференца Листа до песни группы "Ария". Музыку каприса переложили, пожалуй, для всех известных инструментов. Появление мобильных телефонов открыло новую страницу в транскрибировании бессмертного творения итальянского романтика в качестве рингтонов. Мы уже забыли как он звучит в аутентичном варианте.
Есть мнение, что в каприсах Паганини нет какой-то высокой музыкальной идеи. Чистой воды демонстрация техники. Но не всё так просто ...
В двадцатом веке Сергей Васильевич Рахманинов обнаружил близость музыкальной организации темы двадцать четвёртого каприса со средневековой секвенцией Dies Irae, отчетливо проявляющейся во второй части темы. В одном из последних взлетов своего гения, в "Рапсодии на тему Паганини", композитор использует эти мотивы, создавая произведение уникальное в истории музыки как по неповторимому стилю и трактовке вариационного цикла, так и по замыслу и содержанию.
Смотрим фрагмент Рапсодии, созданный в джазовой стилистике, которая является и в Рапсодии, и в других поздних произведениях Рахманинова формой воплощения демонического начала. Жёстко синкопированная токкатность, наступательные механизированные ритмы - новое, "урбанистическое", "американское" обличье важнейшего символа зла и возмездия в рахманиновском творчестве - темы Dies Irae.
Композитор вводит джазовые элементы в музыкальную ткань Рапсодии в гротескном, даже пародийном преломлении: предельно упрощены ритмика и мелодический рисунок, интонационные характеристики максимально гиперболизированы: "вдалбливание" квинтового тона; нарочитая назойливость квадратных построений, родственных "блюзовому квадрату"; синкопированные квартовые последовательности. Использование таких стилевых источников может носить только иронический подтекст; отсюда можно сделать вывод, что концепция Рапсодии в целом также имеет иронический характер.
Не нарушая традиций, несмешная байка:
Однажды перед концертом завистники Никколо Паганини подрезали на его скрипке все струны кроме одной, однако Паганини блестяще сыграл и на одной струне.
Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:
- Маэстро, а совсем без струн вы могли бы сыграть!
- Пара пустяков, - усмехнулся Паганини и с присущей только ему виртуозностью исполнил пиццикато на барабане.
При подготовке поста использовалась статья Артёма Ляховича "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова как модель постисторического мироощущения".
Дорогие читатели канала, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.