/Величайшее стремление к свету/
Режиссер «Мотылька» (2017) Михаэль Ноэр изначально взялся за сложное и щекотливое дело. Мало того, что, как экранизация, лента всегда будет сравниваться с оригиналом, так по этому сюжету уже есть качественный фильм. Но Михаэль Ноэр, словно талантливый перессказчик анекдотов: вроде бы уже знаешь, чем закончится, а оторваться от его интерпритации невозможно.
«Величайшая реальная история побега», как гласит слоган картины , принадлежит бывшему заключенному Анри Шарьеру. Ему дали пожизненный срок за убийство, которого он, по его словам, не совершал, и отправили отбывать наказание в трудовой лагерь для ссыльных во Французской Гвиане. "Франция от вас отказалась, Франции вы не нужны", – такими словами приветствует заключенных начальник тюрьмы, сразу дав понять, что между жизнью и смертью ссыльных стоят только его личные правила. Анри, прозванный Мотыльком из-за татуировки насекомого на груди, был готов смириться с несправедливостью приговора, но не намерен из-за этого прощаться со свободой. Помочь с побегом, как и решить многие проблемы в тюрьме, ему могут только деньги. И фальшивомонетчик Луи Дега – богатый, но совершенно не способный к самозащите хиляк, его билет на свободу. Или нет?
После публикации в 1969 году автобиографическая книга Анри Шарьера 21 неделю возглавляла список бетселлеров во Франции. За это время было продано 13 миллионов экземплеляров, а текст произведения переведен на 30 языков мира. Через четыре года после выхода романа – в 1973 году – была снята первая одноименная экранизация со Стивом Маккуином (Анри Шарьер) и Дастином Хоффманом (Луи Дега) в главных ролях. Министр внутренних дел Франции как-то даже высказался, якобы моральный упадок страны связан с модой на мини-юбки и популярностью романа Шарьера «Мотылёк», настолько судьба преступника захватила умы людей.
Спустя десятилетия, правда, современные исследователи нашли доказательства, утверждающие, что Анри Шарьер не только виновен в вмененном ему преступлении, но и не совершал тех девяти побегов, о которых пишет. Вместо этого, предполагается, он провел 11 лет примерным заключенным, записывая увлекательные рассказы других для своей книги в будущем. Но ведь даже если это так, то герой ноэровского фильма все равно прав, говоря, что "это история многих людей" и она достойна быть услышанной.
В конечном счете значение же имеет только смысл, заложенный в основу книги и двух экранизаций, – насколько жестоки жернова системы, в которой может оказаться любой: как действительно виновный человек, так и просто неугодный кому-то, подставленный. Отсюда важным становится и подача этой истории об одном из самых зловещих мест, созданных правительством императора Наполеона III в 1852 году. За 100 лет существования в тюрьму во Французской Гвиане было отправлено более 80 тысяч заключенных, большинство из которых так и не вернулись во Францию. И задачей Михаэля Ноэра было рассказать чудовищную правду не об исправительном, но уничтожающем людей учреждении вновь – в третий раз, уже для современного зрителя.
Первая киноверсия побега, думается, более приближена к сюжету оригинала – в картине больше событий. Динамика же нового фильма кроется не в насыщенном сценарии, а в операторской работе, музыкальном сопровождении, диалогах или их отсутствии. Ведь какая разница, говорил все-таки Анри в одиночной камере, где нужно молчать, или нет. Его сомкнутый рот и вызывающий вгляд в картине Ноэра оказываются красноречивее любого слова. А изможденный внешний вид Чарли Ханнэма, сыгравшего Мотылька 2017 года, ярче любой второстепенной линии: специально для съемок актёр похудел на 20 килограммов (с 84 кг до 64 кг), а во время работы над картиной придерживался диеты, максимально приближенной к тюремному рациону, описанному в книге. Да и Дега в исполнении Рами Малек, будущей звезды «Богемской рапсодии» (2018), куда драматичнее деревни прокаженных, которая есть в первом фильме и нет во втором.
В итоге у Ноэра получается криминальная драма, не лишенная психологизма, символизма и даже юмора. Закономерный результат для режиссёра, который ранее уже работал с темой криминала («Заключенный R» (2009) о выживании в тюрьме и «Северо-Запад» (2013) о молодёжной преступности), а значит знает, как подать её на экране интересно, живо и при этом не пошло. Как «Мотылёк».
Грязный тюремный мир ноэровского фильма про лагерь ссыльных не отталкиевает, а, напротив, вдохновляет зрителя тянуться к свету, как это делает на протяжении всей ленты её главный герой. «Если я выберусь отсюда, то стану совсем другим человеком», – говорит Анри Шарьер, воспринимая фактически смертельный приговор как очередной и необходимый этап своей жизни. И достигнуть цели ему не помешают ни пожизненный срок, ни кандалы, ни предатели, ни даже начальник тюрьмы, мотающий нервы своими расспросами, кто же дал заключенному этот злосчастный кокос.
Не забудьте поставить отметку "нравится")