Найти тему

Политическая мифология: Золотой Век или архетип Отца

Архетип «Золотой век», соответствующий фигуре защитника или Родителя – фигуре, черты которой формируются в результате интеграции архетипов Анимуса (мужской манифестации правителя) и проекции Анимы («Царство Божие», «земля обетованная»).

Наиболее завершенной формой выражения данных черт может считаться упомянутый К.Г. Юнгом миф о «золотом веке», в рамках которого правитель опекает своих подданных. Совпадение функций защитника и оплодотворителя земли прослеживается в образе бога Одина как эпического конунга Швеции, который должен был «защищать страну и приносить жертвы за урожайный год». В данном случае весьма показательно сращивание функций защитника и оплодотворителя земли (родителя), в одном мифологическом образе. Весьма интересна проекция отца (оплодотворителя) на Энея, который во многих фрагментах произведения награждается именем pater.

-2

Представление о верховном правителе как о защитнике является глубоко укорененным в традиционном сознании, на что указывает «большое количество эпитетов, выражающих идею защиты, покровительства». В средневековой историографии, фигура «защитника» четко прослеживается, например, в образе эпического короля Остроготы, при котором готы «счастливо и мирно жили в своей стране (in patria feliciter in pace versantur) до тех пор, пока жив был вышеупомянутый их Острогота». Архетип Анимуса нередко формирует образ верховного правителя, являющегося источником плодородия земли и богатства народа, в том числе, посредством своих выдающихся сексуальных способностей. Данный архетип наиболее ярко выражен в образе мифологического конунга Ингви (Фрейра), который считался в древней Скандинавии богом плодородия.

______________________

Сергей Санников - кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем НГУ

______________________

-3