Найти в Дзене

(14)Пограничная операция в декабре 2003 г. Данные разведки.

ЧАСТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Александр Барс - ГЭСЭР. Уже несколько дней генерал Анатолий Иванович Забродин и полковник, а в настоящее время, генерал-лейтенант Фёдор Борисович Чередниченко находились в Хунзахском пограничном отряде, где они возглавляли передовой командный пункт управления штаба операцией. Это действительно было мужество и сильное решение генерала А. Забродина и полковника Ф. Чередниченко взять на себя груз ответственности за операцию, которая не сулила ничего хорошего, т.к. отряды боевиков работали профессионально, четко и слаженно, а главное у них был боевой опыт. Операция изначально проходила неудачно и с большими человеческими потерями среди пограничной службы и армейского спецназа. Каждое подразделение от вертолетного звена и до армейского спецназа преувеличивали свои заслуги, и постоянно докладывали о фактах уничтожения групп боевиков, которые не подтверждались поисковыми группами, выходившими на осмотр мест «боёв». Генерал Анатолий Забродин принимал доклады от своих
Оглавление

ЧАСТЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.

Александр Барс - ГЭСЭР.

Подразделение отрядной разведки.
Подразделение отрядной разведки.

Уже несколько дней генерал Анатолий Иванович Забродин и полковник, а в настоящее время, генерал-лейтенант Фёдор Борисович Чередниченко находились в Хунзахском пограничном отряде, где они возглавляли передовой командный пункт управления штаба операцией.

Это действительно было мужество и сильное решение генерала А. Забродина и полковника Ф. Чередниченко взять на себя груз ответственности за операцию, которая не сулила ничего хорошего, т.к. отряды боевиков работали профессионально, четко и слаженно, а главное у них был боевой опыт.

Операция изначально проходила неудачно и с большими человеческими потерями среди пограничной службы и армейского спецназа. Каждое подразделение от вертолетного звена и до армейского спецназа преувеличивали свои заслуги, и постоянно докладывали о фактах уничтожения групп боевиков, которые не подтверждались поисковыми группами, выходившими на осмотр мест «боёв».

Генерал Анатолий Забродин принимал доклады от своих подчиненных, пытался понять, что же все-таки произошло на третьем километре дороги Шаури - Эчеда?

Загадка была не из простых, были непонятны причины гибели пограничного наряда. Кто мог организовать такое дерзкое нападение на пограничников? Какие цели преследовали преступники, и какие были мотивы? Что это за банда, и кто ее возглавляет? И что она делает в данном районе?

По информации местных жителей выходило, что нападение на пограничный наряд организовал отряд Р.Гелаева, но нападение произошло в ночь, когда местные жители спали и откуда, местные жители могли знать, такие тонкости и подробности?

Но, по данным оперативной разведки выходило, что в засадных мероприятиях участвовал еще один неизвестный отряд боевиков.

Все версии были отработаны, факты проверены, но картинка не складывалась, т.к. много было противоречий в поступающих докладах, информации и фактах, но известно было одно, что банда не одна, - их несколько. Также, стало известно, что имя одного из полевых командиров Р.Гелаев.

Через несколько дней меня вызвал к себе начальник штаба СКРПУ ФПС РФ (пограничного округа) генерал А.И. Забродин, который поставил мне специальную боевую задачу и детализировал ее заместитель начальника штаба СКРПУ ФПС РФ (пограничного округа) - начальник оперативного отдела штаба управления Фёдор Борисович Чередниченко.

Генерал А.И. Забродин.
Генерал А.И. Забродин.
Генерал Ф.Б. Чередниченко.
Генерал Ф.Б. Чередниченко.

С ними лично, я тогда был не знаком и встречался с ними впервые, но эта встреча осталась в памяти на многие, многие годы, как об офицерах порядочных, добродушных и думающих, любящих свою профессию и знающим свое дело.

Это было вечером, в темном помещении штаба Хунзахского пограничного отряда. Они встретили меня дружелюбно и с уважением, Анатолий Иванович поставил мне боевую задачу, а Федор Борисович ввел меня в курс оперативной и войсковой обстановки в данном районе, а также разъяснил и детализировал боевую задачу по предстоящим боевым действиям.

Когда, я вошел в кабинет, генерал А.Забродин стоял возле стола, а полковник Ф.Чередниченко сидел возле окна, склонив голову над столом, изучая какие-то документы и поглядывая на топографическую карту.

Они были хорошо осведомлены обо мне и моей группе, они помнили нашу знаменитую военно-научную экспедицию "По следам Снежного Барса". Вспомнили, что я один из первых в полном снаряжении и с оружием поднялся на Восточную гору Эльбруса, а потом сделал, т.н. "Крест", т.е. поднялся еще на Западную вершину горы Эльбруса.

Википедия:

Гла́вный Кавка́зский (Водораздельный) хребе́т — непрерывная горная цепь, простирающаяся более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток от Чёрного моря (район Анапы) до Каспийского моря (гора Ильхыдаг к северо-западу от Баку). Кавказский хребет делит Кавказ на две части: Предкавказье (Северный Кавказ) и Закавказье (Южный Кавказ).

Главный Кавказский хребет разделяет бассейны рек Кубани, Терека, Сулака и Самура на севере и Ингури,Риони и Куры — на юге.

Горная система, в которую входит Главный Кавказский хребет (или Большой Кавказский хребет), именуется Большим Кавказом, в отличие от Малого Кавказа — обширного нагорья, расположенного к югу от долин Риони и Куры и связанного непосредственно с возвышенностями Западной Азии.

Принято деление Кавказа на[4]:

  • Западный Кавказ (ограничен с востока Эльбрусом);
  • Центральный Кавказ;
  • Восточный Кавказ (ограничен с запада Казбеком).

Эльбру́с (карач.-балк. Минги-Тау, кабард.-черк. Iуащхьэмахуэ) — стратовулкан[4] на Кавказе (5642 метра над уровнем моря) — самая высокая горная вершина России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту или южнее), входящая в список высочайших вершин частей света «Семь вершин». Талая вода ледников, стекающая с его склонов, питает одни из наиболее крупных рек Северного Кавказа: Кубань, Малку и Баксан. За счёт хорошо развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуры Эльбрус и прилегающие к нему районы очень популярны в рекреационном, спортивном,туристическом и альпинистском плане. На седловине Эльбруса (5416 м), разделяющей его Восточную (5621 м) и Западную (5642 м) вершины, расположен самый высокогорный приют Кавказа.

Они знали, что моя группа зарекомендовала себя с лучшей стороны и она, одна из самых подготовленных в пограничной службе.

В ходе постановки боевой задачи, мне стало ясно, что в районе пограничной зоны ответственности находятся несколько отрядов боевиков.

Информация подтверждалась и другими источниками, а также от оперативных сотрудников МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ и ГРУ ГШ РФ, и по их мнению, в нашем районе их было более 120 человек.

Также, в ходе беседы мне стало известно, что в октябре 2003 г. отдельная группа специальной разведки (ОГСпР) Хунзахского пограничного отряда зафиксировала в районе административной границы со стороны Чеченской республики, (это вдоль перевалов Снежного Хребта) сосредоточение многочисленных отрядов боевиков, численностью более пятисот «стволов».

Вот уже несколько дней оперативное подразделение Хунзахского пограничного отряда проверяло всю поступающую информацию о месте нахождения отряда Гелаева.

Выходило, что отряд Руслана Гелаева не единственный отряд и возможно, это своего рода передовой отряд или боевое охранение, за которым возможно скрываются другие отряды боевиков, и возможно, что другие отряды уже находятся в Дагестане.

Далее, полковник Ф.Чередниченко рассказал мне, что одна из групп армейского спецназа обнаружила одну группу боевиков и идет по их следу.

В ходе преследования отряд боевиков соединился с другим отрядом, и армейский спецназ попросил помощи в виде артиллерийской поддержки.

Данный участок района, был накрыт минометным огнем.

Данный эпизод произошел примерно так, Фёдор Борисович Чередниченко подошел к карте и сказал мне, что это моя основная задача, указал и показал на карте место моего десантирования:

- Вот здесь разведчики из армейского спецназа обнаружили большой отряд боевиков, - карандаш Федора Борисовича упёрся в точку на карте в районе хребта Куса.

- Железноводские пограничники-минометчики успешно накрыли цель, боевики понесли большие потери. Те, кто уцелел по данным армейского спецназа, укрылись в горной пещере, туда же перенесли убитых и раненных боевиков. Вот её координаты.

Он протянул мне лист бумаги, чтобы я записал координаты и другую информацию. Голос его был усталый, т.к. уже третьи сутки офицеры передового командного пункта управления штаба работали без сна.

- Ваша задача, товарищ старший лейтенант, подготовить свою группу и взять все необходимое для выполнения боевой задачи, - продолжил Федор Борисович.

- На вертолетах выдвинуться в указанный район, и скрытно выйти к обозначенной пещере. Подтвердить или опровергнуть имеющуюся у нас информацию. При обнаружении боевиков взять их в плен или уничтожить, а если в пещере окажется Р.Гелаев, взять живым. В случае непредвиденной ситуации действовать по обстоятельствам.

Также мы отработали запасной вариант действий отрядной разведки со стороны перевала Жирбак.

- Задача ясна? спросил он меня.

- Выполнять!

Я, почувствовал, что Фёдор Борисович Чередниченко волнуется и переживает за меня и мою группу.

Но, думаю, он был уверен во мне и в моей группе, не просто так, он сказал мне:

- Гелаев хитер, как лис, но вы справитесь. Я, верю в тебя разведчик! Конечно, ему оставалось только довериться мне и ждать результата.

Другого выхода у командования передового пункта штаба управления операцией, не было.

Конечно, генерал А.Забродин и полковник Ф.Чередниченко, не исключали возможности "вброса" дезинформации со стороны "контрразведки" боевиков, чтобы направить пограничную операцию по ложному следу.

Поэтому по любым поступающим данным, офицерам штаба передового командного пункта приходилось проводить целый комплекс проверочных мероприятий, но и они, не всегда давали желаемый результат.

На следующий день мое подразделение должно было отправиться выполнять боевую задачу.

Утром, мне приказали построить свое подразделение в полной экипировке и в боевой готовности, перед штабом Хунзахского отряда, и ждать дальнейших команды для загрузки на автомобили.

Фрагмент фильма А.Сладкова, приложение "Застава "Мокок". Отрядная разведка 487 ПОГООНа":

(В данном фрагменте фильма А.Сладков не просто якобы путает фамилию командира разведывательного подразделения Железноводского ПОГООНа, а умышленно врет на прямую, тем более он об этом знал и знает сегодня.

Фамилия озвученная А.Сладковым была вырезана нами специально с данного фрагмента, т.к. не соответствует правде, но мы вернемся еще к этой теме и данному факту.

Кадр из фильма Александра Сладкова.
Кадр из фильма Александра Сладкова.

Действительно данный старший офицер показан в данном фрагменте фильма и стоит в строю рядом с командиром отрядной разведки, но как офицер штаба.

Если обратите внимание за ним стоят только водители автомобильного транспорта, а личного состава нет.

А когда все поворачиваются направо, он демонстративно бежит и упорно командует, как старший машины и делает вид, что это его подразделение.

Такое было шоу, обман и вранье, и многие военнослужащие пограничной службы и зрители поверили в это.

Его должность на тот период называлась - офицер оперативного отделения штаба (по войсковой разведке) 487 ПОГООНа.

Данный офицер подчинялся начальнику оперативного отделения штаба 487 ПОГООН, а отрядная разведка была в прямом подчинении только начальника 487 ПОГООН - это разные подразделения, разной подчиненности и разной специфики выполняемых задач. Тем более должность офицера оперативного отделения штаба в ПОГООНе, ранее не была предусмотрена, т.к. своей линии границы, Железноводский отряд не имел.

Но А. Сладков потом в фильме пошел дальше врать и назвал данного офицера уже начальником отдельной группы специальной разведки (ОГСпР), который якобы исполнял данную должность с 2003 г. (см. ниже фотографию).

Кадр из фильма А.Сладкова.
Кадр из фильма А.Сладкова.

При этом забыл упомянуть в фильме, что на тот период, данной должности не существовало и данного подразделения в Железноводском отряде в штатном расписании никогда не было.

Это была фантазия, выдумка, миф, фантом и триумф Александра Сладкова.

Данное подразделение появилось в Железноводском пограничном отряде, только летом 2004 г. и это была заслуга отрядной разведки.

На базе отрядной разведки, разведвзводов 1 и 2 ММГ, а также 3 ДШМГ была организована ОГСпР.

Хотя данные подразделения уже существовали вместе, как нештатная разведывательная рота, командиром которой был командир отрядной разведки А.Егоров.

И зачем нужно было делать в фильме штабного офицера, командиром подразделения?

Тем более он в данных боевых действиях, не участвовал?

Данными подразделениями не командовал?

И не был старшим на участке ответственности, где работали разведывательные подразделения?

На сколько я помню, он был свободным офицером и выполнял мелкие функции старших офицеров на участке ответственности.

Дело в том, что 487 ПОГООН не имел своего участка границы, а в командировке данные функции штаба исполняли штатные офицеры линейных пограничных отрядов по данной линии, а в данной пограничной операции, ею руководили старшие и высшие офицеры округа.

Должность офицера оперативного отделения штаба (по линии войсковой разведке) в 487 ПОГООНе была чистой фикцией, такие должности специально открывали для своих.

Так родилась маленькая ложь А.Сладкова, которая потом пошла гулять по свету и стало большой ложью.

Данный фильм повлиял на порядок награждения военнослужащих, где невинных наказали, а не причастных наградили, где у победы оказалось много отчимов.

Личному составу и подразделениям, которые принесли успех, результат и победу в данной операции сказали, что они в данной операции не участвовали и совершенные ими подвиги на поле брани - это не их заслуга.

Прессинг был не шуточный, не только на уровне психологического давления, но и на уровни физической расправы, где порой многие завистники-обиженные переходили красную черту дозволенности, морали и нравственности, т.к. знали, что им за это ничего не будет).

На плацу было много народу, где бегали штабные офицеры Хунзахского пограничного отряда и тихо стояли с нами штабные офицеры из Железноводского ПОГООНа, которые, почему-то, были в «горках». Они, как-то скрытно и незаметно построились рядом с моим подразделением. Это выглядело очень странно?

Многие офицеры штаба, стояли на местах командиров подразделений и без личного состава, поставив рядом собой водителей автотранспортных средств?

Я и мои подчиненные стали переживать, что операция пройдет без нас, т.к. пошли слухи, что нас хотят отправить в населенный пункт Мекали для охраны прибывающих генералов.

И вдруг появились операторы группы Саши Сладкова и стали снимать нас и штабных офицеров, которые выглядели, как разведчики.

Потом нам объяснили, что идет съемка фильма по данной операции и нужны постановочные эпизоды, постановки боевой задачи моему подразделению, а также погрузка на автомобиль и выдвижения на боевые позиции.

Тогда, все стало на свои места, я понял все эти игры штабных офицеров и почему моему подразделению дали временную команду "отбой", т.к. данные события должны были "зафиксировать" телеоператоры для истории.

Приказ и боевую задачу, которую я получил лично от начальника штаба округа и начальника оперативного отдела штаба округа, оставался в силе и его никто не собирался отменять.

Данные мероприятия, как мне объяснили офицеры штаба Хунзахского отряда и округа были показухой и проводились с целью снять кадры для будущего фильма съемочной группы Александра Сладкова - это была чистая бутафория.

Согласно "инструкции по режиму секретности" и "перечню сведений составляющих военную и государственную тайну", приказ и боевая задача являлась секретной и закрытой информацией для СМИ, т.к. для этого требовался специальный допуск к сведениям составляющим гриф секретности ("С", "СС" и "ОВ") и специальная журналистская аккредитация, которая возможно у них была.

Поэтому специальная журналистская аккредитация - это не допуск к секретной информации и к военной тайне (хода боевой операции и боевых действий), а только допуск к не секретной информации части ее касающейся на усмотрение руководства операцией, которые уже свершились и имели историческую важность.

Потом, нас привезли на Хунзахский аэродром, где мы ждали свои вертолеты для убытия в зону боевых действий и тут опять встретили другую операторскую группу из команды Саши Сладкова, которая стала нас снимать, было как-то не комфортно.

Фрагмент фильма А.Сладкова, "Конец черного ангела", приложение "Отрядная разведка 487 ПОГООНа. Аэродром Хунзах. Репортаж снят в период с 20 или 21 декабря 2003 г":

После короткого знакомства, у нас с ними сложились теплые отношения. Так как перед нашим знакомством, они отработали одну сцену, где им были предоставлены наши вертолеты, на которых должны были улететь мы.

Для них были созданы условия, якобы поиска боевиков в горах на вертолетах. Район вылета был не в районе боевых действий, а наигран, тем более мы им предоставляли свои бронежилеты, благодаря чему и познакомились с ними.

И здесь, я им предложил лететь с нами, если они действительно хотят увидеть своими глазами и снять реальный результат, успех и победу, и как в действительности идет война и происходят боевые действия, какими усилиями и трудностями достигается выполнение боевой задачи. А не снимать красивую историю домыслов, фантазий, шоу и показухи, которые им подкидывают штабные офицеры.

Они со мной согласились, т.к. понимали, что эти кадры могут стать историей и данные съемки и фильм должен быть честным, правдивым и отражать реальные события операции и боевых действий.

Операторы "загорелись" и по телефону связались с А.Сладковым, который категорически запретил им лететь с нами.

Так, мы попали случайно в хронику и в фильм А.Сладкова.

Сейчас уже можно сказать с уверенностью, что чеченских отрядов было несколько, и чеченцы присутствовали в банде, но в отрядах, они составляли не слишком большую ее часть. Банды состояли главным образом из арабов, ваххабитов различных северокавказских народностей, а также из грузинских чеченцев - кистинцев.

Отрядом которого командовал видный арабский наемник Азиз бен-Саид бен-Али аль-Хамди, известный у нас, как военный эмир Кавказа Абу Аль-Валид Аль-Хамади ( Абу Аль-Валид).

-6