Бытует мнение, что актерская профессия одна из самых простых и безопасных профессий в мире. Однако это не так. Профессия актера зачастую связана не только с психоэмоциональными стрессами и физической нагрузкой, но с риском для здоровья, а порой и жизни. Актер Виктор Авдюшко один из тех, кто стал жертвой профессии: ради нескольких отснятых режиссером кадров загубил свое здоровье и укоротил жизнь.
Виктор Авдюшко родился 11 января 1925 года в Москве. Отец был рабочим, мама - домохозяйка. В семье росло двое детей - Виктор и его старшая сестра. Жили очень бедно, но сплоченно и дружно.
Детство мальчика проходило, как и у остальных ребят. Играли в футбол, бегали на лыжах, катались на коньках, обсуждали книжки и кино, шалили - обычная мальчишеская жизнь . В школе учился неплохо, учителя не жаловались.
После школы поступил в авиационный институт, активно участвовал в художественной самодеятельности, но чувствуя тягу к актерству, оставил МАИ и сдал экзамены во ВГИК. Был принят в мастерскую Ю.Райзмана.
Будучи студентом последнего курса, сыграл небольшую роль подпольщика по фамилии Авдюшко в картине С.Герасимова «Молодая гвардия».
После окончания ВГИКа, режиссеры наперебой приглашали играть талантливого молодого актера с фактурной, мужественной внешностью в свои картины на главные роли и роли второго второго плана: «Они встретились в пути» (Макар Семенов), «Чудотворная» (секретарь райкома), «Все начинается с дороги» (бригадир строителей), «Рабочий поселок» (друг Плещеева), «Живые и мертвые» (старшина), «Тридцать три» (водолаз Миша) и мн. др.
Одна из самых значительных и крупных ролей Виктора Авдюшко - роль Ивана Ямщикова, оглохшего после контузии солдата в фильме «Мир входящему». У актера не было в фильме ни одной произнесенной фразы, но он мастерски сумел создать образ солдата с помощью предельно скупых средств - сдержанная мимика и жесты, затаившаяся в глазах горечь потерь и боль войны.
Фильм, поставленный А.Аловым и В.Наумовым, полюбился не только советским зрителям, но и зарубежным. На XXII МКФ в Венеции картина была удостоена специального приза жюри за лучшую режиссёрскую работу и получила «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм).
Среди почти сотни работ в кино трудно найти отрицательные роли, сыгранные Виктором Авдюшко. Герои его сильные, мужественные люди, крепко стоящие на Земле. Он и в жизни был такой. По рассказам коллег актера это был самодостаточный, независимый человек с глубокой душой, слова которого никогда не расходились с делом.
Авдюшко много занимался озвучиванием, у него был великолепный, сильный голос, он умел находить точные интонации: «Пять патронных гильз» (Пьер), «Белый клык» (Чарли), «Город просыпается рано» (роль Гиви Тохадзе) и др.
Актер был женат трижды: первая жена, актриса Евгения Александровна Тэн, в их семье родилась дочь Татьяна. Брак распался, и актер женился вторично, его супругой стала эстонская актриса Лийна Орлова. У них родилась дочь Мария, которая выбрала профессию родителей и тоже стала актрисой... В 1970 году Авдюшко, ему было в то время 45 лет, сочетался браком с художником-гримёром Ларисой. Их дочь Варвара - художник по костюмам.
Серьезные проблемы со здоровье у Виктора Авдюшко начались в 1974 году во время съемок фильма «И на Тихом океане...». В фильме, рассказывающем о событиях гражданской войны, актер играл главную роль, командира партизанского отряда.
Съемки шли на Дальнем Востоке. Начались летом, но по каким-то причинам не уложились в график и доснимать стали в ноябре, когда было уже холодно. По сюжету фильма актерам долго приходилось находиться в холодной воде и лежать на сырой земле. В итоге Виктор Авдюшко заболел воспалением легких, но съемки продолжил - не хотел подводить режиссера.
На фоне этой болезни у актера развился плеврит, а позже бронхиальная астма. Виктор Авдюшко еще продолжал сниматься, но здоровье его быстро угасало. Роль маршала Конева в фильме «Солдаты свободы» стала последней работой артиста в кино.
Виктор Антонович ушел из жизни 19 ноября 1975 г. Ему было всего 50 лет.