Найти в Дзене

Как менялись задачи науки и образования при министре Котюкове М. М.

Оглавление
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

У министра науки и высшего образования Российской Федерации М.М. Котюкова родилась рабочая традиция. Он уже два года подряд в декабре выезжает в региональные университеты. В двенадцатом месяце 2018 г. министр посетил Уральский федеральный университет. В декабре текущего года М. М. Котюков с рабочей поездкой побывал в Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского.

В каждом вузе проходили встречи. Министр отвечал на вопросы. Посещал подразделения университетов.

В этом материале проведём анализ содержания прогнозных выступлений министра. И на этом основании ответим на вопрос, что изменилось в работе вузов и высшем образовании за год.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Для проведения данных изысканий будем анализировать содержание материалов, представленных в глобальной сети интернет.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Первая статья, как вы видите, взята с официального сайта Уральского федерального университета. Электронный адрес, по которому представлен материал, на фотографии хорошо виден и удобен для чтения. Для наиболее любознательных см. об этом: Михаил Котюков: «Поступление в аспирантуру — осознанный выбор для освоения профессии исследователя» https://urfu.ru/ru/news/25643/

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Второй материал размещён в интернете, и его можно легко найти. См. об этом: Федеральный чиновник поздравил СГУ с юбилеем и рассказал о пересмотре правил работы аспирантуры

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fnversia.ru%2Fnews%2Ffederalnyy-chinovnik-pozdravil-sgu-s-yubileem-i-rasskazal-o-peresmotre-pravil-raboty-aspirantury%2F

Итак, о чём говорил министр Котюков М. М. в декабре 2018 года и этом же месяце текущего года?

Первое направление министерских выступлений связано с аспирантурой.

В 2018 г. Котюков М. М. обозначил позицию о том, что обучение в аспирантуре — "... это осознанный выбор для освоения профессии исследователя". Поэтому аспирантуру необходимо приблизить "... к реальной научной работе". Министр считает, что национальные проекты «Наука» и «Образование» могут создать "... возможность зачёта производимого аспирантом научного продукта, статей или патентов". Михаил Котюков обещал тестировать эту практику.

Между строк министр фактически сказал, что в национальных проектах есть бюджет и, если направление исследования вписывается в содержание федеральной программы, то молодые учёные получат финансы для реализации своих научных задумок. Но, при этом, Михаил Михайлович добавил, как засчитать исследовательские результаты и связать их с защитой диссертации нам пока не известно.
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

В этом направлении планировалось ввести "... грантовый проект для поддержки аспирантов, которые еще не получили ученую степень". Запуск проекта планировался на 2019 год.

По сообщению директора департамента проектной деятельности Минобрнауки Андрея Зарубина, "... Российский фонд фундаментальных исследований выделил 1,5 тыс. аспирантам для поддержки их диссертационных исследований гранты в размере 1,2 млн рублей каждый, а Российский научный фонд поддержал свыше 1,7 тыс. проектов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития России из 61 региона. В этих исследованиях будет задействовано около 10 тыс. человек, в том числе 8 тыс. в возрасте до 39 лет".

В 2019 году это направление по-прежнему признаётся важным.

Пересмотрены правила работы аспирантуры. Правительство внесло в Госдуму проект федерального закона, который "... сделает институт аспирантуры более ответственным с точки зрения развития исследовательских навыков у аспирантов". Аккредитация аспирантуры будет отменена. Предзащита станет обязательной. Запущена программа поддержки исследовательских проектов аспирантов. В рамках программы отобрали 1,5 тысячи проектов. Деньги даются вузам или научным центрам. Но вуз должен объяснить, зачем он берет аспиранта, и где потом будет реализовываться исследовательский потенциал.

Таким образом, в рамках первого направления увеличено финансирование и создаются условия для стимулирования молодых учёных.

Второе направление заявлений министра связано с формированием системы образования. Она должна "... будет соответствовать лучшим мировым практикам". Кроме того, министр поставил задачу "... попасть в первую десятку стран по качеству образования".

А далее Михаил Михайлович обозначил, что для этого нужно сделать. Уточняем планы министра:

  • "... не нужно уделять излишнее внимание рейтингам";
  • необходимо "... говорить о тесной связи университетов с наукой и промышленными компаниями";
  • создавать в регионах научно-образовательные центры для создания рабочих мест до выпуска из университета;
  • превращение университетов в точки "....сбора всех лучших практик";
  • "... главное — поддерживать горизонтальные связи и создавать совместные проекты".

Но практика показывает, что редкие университеты стали точками сбора практик. Большие проблемы связаны с реализацией горизонтального взаимодействия.

По мнению заместителя начальника управления президента РФ по научно-образовательной политике Елены Нечаевой, в реализации нацпроекта "Наука" существует ряд недостатков. Из-за несогласованности действий органов власти и отсутствия механизмов выявления результатов. Уточним эти причины. Первая из них - "... отсутствие механизмов выявления результатов, оказывающих влияние на достижение целей и решение задач нацпроекта". Вторая из них объясняется несогласованностью подходов Минобрнауки и иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке госполитики в сферах, к которым относятся отдельные мероприятия нацпроекта". Третья причина, связана с тем, что "... к инструментам поддержки нацпроекта не обеспечен равноправный доступ всем организациям, ведущим исследования и разработки, вне зависимости от ведомственной принадлежности". Ещё одна причина связана с отсутствием согласованности "... мероприятий нацпроекта между собой, а также научно-технической политики в соответствии с отдельными указами и поручениями президента. Следующая причина основывается на недостатках планирования: "... в планах мероприятий не отражены в явном виде сопутствующие мероприятия всех контрольных точек по достижению результатов нацпроекта, в том числе связанные с формированием правовых условий для ведения научных исследований". Кроме того, не понятно, как министерство науки и высшего образования будет считать привлеченные внебюджетные средства.

 Какие изменения произошли в образовании к декабрю 2019 года?

Со слов министра, для поступления в магистратуру студентам будет необходим трудовой стаж.

Для получения практических навыков в университетах будет создано опытно-промышленное производство.

Возможно, будут отменена аккредитация вузов.

Итак, направление, связанное с образованием, характеризуется декларациями министра науки и высшего образования Российской Федерации. Но реализованных изменений пока нет.

Третье направление, представленное в заявлениях министра, это онлайн-курсы. По мнению Котюкова М. М., при реализации национальных проектов примерно 20 % образовательных программ планируется сделать доступными в онлайне. Цель данного подхода в обеспечении вузов и регионов образовательными программы топового уровня. Но министр против перевода всех курсов в онлайн.

Данное направление активно реализуется. Этот вопрос продвигает НИУ ВШЭ. Данный университет уже разрабатывает совместные проекты с рядом вузов страны.

Итак, за год наметилась трансформация в развитии науки. Изменена работа вузовских аспирантур. Увеличено их финансирование. Усилена поддержка молодых учёных.

Отечественное образование по-прежнему в ситуации "может быть", т.е. обещаний много, изменений нет.

Что принесёт науке и образованию 2020 год, время покажет.