Найти тему
Иранский Мир

Мукам (История)

Сведения о возникновении профессионального музыкального творчества встречаются ещё в письменных источниках прошлого. В основном это данные мифологического и легендарного характера и сведения, основанные на исторических фактах. Одна из восточных легенд, связанных с происхождением музыки и, в частности, её профессиональной ветви, рассказывает о фантастической птице Симург. и о человеке, услышавшем её волшебное пение. В аллегорической поэме «Мантык ут-тайр» («Беседа птиц») Иранского поэта Фарид ад-дина Аттара в легенде представлен учёный философ, который под впечатлением чарующих звуков создал науку о музыке.

В других вариантах этой легенды, приведённых в трактатах XVI-XVII веков, говорится о создании на основе этих звуков 12 мукамов (макамов) и мукамных мелодий. Таким образом, по легенде, завораживающее пение фантастической птицы послужило основой для образования классических макамных звукорядов. О мукамных произведениях XI века известно из персидского «Кабус-Наме» (глава «Об обычаях музыкантов»). В тот период существовали композиции Раст, Баде, Ирак (Араг), Ушшаг, Зирафкянд, Бусалик, Сипанах (Исфахан), Нава, Бесте. Вероятно, это были импровизационные разделы, которые чередовались с лирически чёткими формами — Бесте, с лирическими вокальными газелями — прототипами современных теснифов, с лёгким песенным жанром — таране. Иными словами, в XI веке в исполнительском искусстве уже практиковался мукамный жанр, однако его концепция ещё не была теоретически осмыслена. В трудах Ибн Сины упоминаются лишь 2 названия: Исфахан и Сальмак. В поэме «Хосров и Ширин» классика персидской поэзии Низами к перечисленным в «Кабус-Наме» (за исключением Бесте и Баде) прибавляются Новруз, Рахови (Рахаб) и Хесар (Хасар). Таким образом, в XII веке было известно 13 названий мукамов, которые в то время обозначались термином «парде», иногда «рах» 

В 2008 году ЮНЕСКО объявило мукам одним из шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества