Найти тему
WWI/WWII в кино

"Железный крест" Сэма Пекинпа. Мнение.

Что интересно, никакого снега в фильме нет.
Что интересно, никакого снега в фильме нет.

"Вы знаете, как я ненавижу эту униформу и всё, что с ней связано!"

Вчера пересмотрел в третий раз полюбившийся тёплый, ламповый фильм из 70-х. Вообще, тогда было идеальное время для таких картин. Со дня окончания войны прошло достаточно времени, чтобы многое переосмыслить и не так много, чтобы рана затянулась. Получилось жестокое антивоенное полотно, где более двух часов на экране Красная Армия перемалывает вермахт и сама несёт ужасные потери. История одного немецкого фельдфебеля по имени Рольф Штайнер - по сути, типичное окопное повествование о солдатском братстве - лишь часть масштабного, с размахом снятого побоища. Два часа экран сотрясают взрывы, артиллерия молотит и долбит без устали, кровища льётся щедро в родимую российскую грязь...

Фильм встречает нас нарочито бодрой детской песенкой на немецком языке. Исполняют, видимо, ребятишки из "Юнгфольк". Пока они поют, экран показывает нарезку военной кинохроники. Много-много партийных знамён, маршей, бряцания оружием, Гитлера, снова знамён, снова солдат и так далее. Постепенно кадры с торжествами сменяются показом разгромленных и взятых в плен немецких солдат, разбитой техники и под конец вступительных титров дороги войны приводят нас на Таманский полуостров в 1943 году. Нам сообщают, что дела вермахта плохи, начинается отступление.

С самого начала идёт жестокий бой.

Советский миномётный расчёт ведёт огонь...
Советский миномётный расчёт ведёт огонь...
... вскоре он погибает от немецкой гранаты.
... вскоре он погибает от немецкой гранаты.

Снят бой классно, очень динамично. В дыму и фонтанах земли от взрывов немецкие автоматчики (видно, что опытные) поливают плотным огнём пулемётчиков и миномётчиков противника, уничтожают хорошо оборудованную позицию. Камера быстро меняет ракурсы и мы наблюдаем стремительное действие с обеих сторон. Там мы и знакомимся с героями фильма - Штайнером и его взводом.

А вот и он. По моему скромному мнению, один из лучших киноперсонажей-немцев из всех виденных мною.
А вот и он. По моему скромному мнению, один из лучших киноперсонажей-немцев из всех виденных мною.

Штайнер - пожилой, почти совсем седой уже унтер. Он мыслит трезво, в нацистскую муру не верит и не считает нужным это скрывать. Начальство его, впрочем, относится к нему вполне терпимо, так как тоже не верит. Масштабы постигшей Германию катастрофы отрицать может только слепой.

В штабе полка вообще царит уныние и настроение - самое пессимистическое. Печальный умный полковник констатирует, что теперь немецкий солдат воюет не за идеалы, не за партию и фюрера, западную цивилизацию и прочее. Он воюет, чтобы выжить. Вот и Штайнер мыслит так же. Вообще, ему повезло, что полковник симпатизирует ему и его ребятам - Штайнер, видимо, воюет с самого начала и в этой мясорубке приобрёл бесценный опыт, позволивший ему не раз выходить живым из самой мясорубки. В своём полку старый тёртый пехотинец уже стал легендой.

На актёре немецкая униформа, но сам он настолько британский! Дух Британии так и сочится из него.
На актёре немецкая униформа, но сам он настолько британский! Дух Британии так и сочится из него.

В блиндаже командования мы особенно ярко видим контраст между официальным, вылепленным пропагандой образом несгибаемого и лощёного немецкого офицера при параде и обескураживающей реальностью. Вот капитан, которому всё осточертело:

-6

А вот новоприбывший энтузиаст, самодовольный и напыщенный честолюбец:

Очень скоро ему будет не до смеха и мундир его уже никогда не станет таким же чистым.
Очень скоро ему будет не до смеха и мундир его уже никогда не станет таким же чистым.

Собственно, весь сюжет фильма - история конфликта между этим амбициозным капитаном по фамилии Штрански и его врагом, фельдфебелем Штайнером. Всё вертится вокруг представления к награждению Железным крестом, которого так безумно жаждет раздражающе высокомерный и неприятный Штрански - типичный карикатурный военный-пруссак, аристократ старых времён. Такие, как он, ненавистны и противны Штайнеру и его братьям по оружию. А вот с простыми и открытыми офицерами, как лейтенант Майер, Штайнеру дышится легче:

День рождения лейтенанта.
День рождения лейтенанта.

Ещё удачной находкой режиссёра я считаю мотив с безымянным русским мальчиком, сыном полка, которого Штайнер и его люди взяли в плен. Скотина Штрански, как и следовало ожидать от тупого нациста, приказывает казнить ребёнка. Но Рольф и его товарищи заботятся о парне, как о родном. Лицо мальчика будет преследовать Штайнера всё время, как напоминание об утраченном мире и боль от невозможности вырваться из этого круга крови.

-9

И ах, да ... медсестра, Женщина, мечта, любовь...

"Штайнер, почему ты уходишь? Неужели ты так любишь войну?".
"Штайнер, почему ты уходишь? Неужели ты так любишь войну?".

Промелькнула дивным сиянием и исчезла в грязи войны.

Сейчас колёса грузовика проедут по тому, что недавно ещё было человеком.
Сейчас колёса грузовика проедут по тому, что недавно ещё было человеком.
Удар советской авиации.
Удар советской авиации.
Т-34-85 у съёмочной группы, к счастью, было аж четыре или пять. Они неплохо себя показали в эпизоде.
Т-34-85 у съёмочной группы, к счастью, было аж четыре или пять. Они неплохо себя показали в эпизоде.

Вообще, повторюсь, батальные сцены сняты очень, очень хорошо. Чем далее, тем более нарастает накал боя. Советское наступление всё усиливается и это чувствуется. Штайнер и его друзья, ради которых (а не ради Германии и нацизма) он сражается, как волк, просто теряются между советским молотом и немецкой наковальней. "Земля тряслась, как наши груди ... и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".

Пулемётчик в предвкушении...сейчас "Пила Гитлера" поработает как следует.
Пулемётчик в предвкушении...сейчас "Пила Гитлера" поработает как следует.

А русская лавина, между тем, непреодолима:

-15

Огромные массы солдат мелькают в кадре, надвигаясь из дыма. Артиллерия зверствует всё сильнее, самолёты утюжат, взрывы, мясо, грязь.

Масштаб кино 1970-х впечатляет. Заметьте, это всё в докомпьютерную эру. И пусть стальные шлемы на красноармейцах на деле итальянские, танки окрашены словно в Battlefield 1942, а советские самолёты на деле американские - неважно, картина боя Второй мировой сделана отлично, несмотря на некоторую неизбежную долю ошибок.

В общем, добротное старое кино. Которое стоит смотреть всякому любителю данной темы не только третий, но и четвёртый, пятый раз.

А под конец всего этого адского безумия нам показывают титры, чередующиеся с фотографиями казней и страданий детей разных стран и на разных войнах XX века. Вот это впечатлило более всех:

-16

И звучит истеричный смех обезумевшего Штайнера.