Найти в Дзене
Pony-Car

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – 10 примеров использования в мире автомобилей.

Основу ТРИЗ, теории, созданной советским инженером-изобретателем и популяризатором науки Г. С. Альтшуллером, составляют 40 общих приёмов создания изобретений, 76 стандартных шаблонов решений и некоторое количество других идей. Для решения конкретной задачи пользователи ТРИЗ сводят её к концептуальной части и пытаются применить подходящий общий метод, а позднее вернуться к конкретной задаче. Приятный бонус данной теории заключается в том, что, будучи изначально разработанной для решения технических задач, она оказалась пригодной для решения задач (противоречий) из любой сферы деятельности человека, от психологии до цветоводства и бизнеса. Более того, ТРИЗ завоевал поклонников во всем мире, создано значительное число клубов, кружков и прочих сообществ. Позволю себе привести краткое описание теории из Википедии: Изобретательская ситуация и изобретательская задача По мнению Альтшуллера, первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировк
Оглавление

Основу ТРИЗ, теории, созданной советским инженером-изобретателем и популяризатором науки Г. С. Альтшуллером, составляют 40 общих приёмов создания изобретений, 76 стандартных шаблонов решений и некоторое количество других идей.

Для решения конкретной задачи пользователи ТРИЗ сводят её к концептуальной части и пытаются применить подходящий общий метод, а позднее вернуться к конкретной задаче.

Приятный бонус данной теории заключается в том, что, будучи изначально разработанной для решения технических задач, она оказалась пригодной для решения задач (противоречий) из любой сферы деятельности человека, от психологии до цветоводства и бизнеса. Более того, ТРИЗ завоевал поклонников во всем мире, создано значительное число клубов, кружков и прочих сообществ.

Позволю себе привести краткое описание теории из Википедии:

Изобретательская ситуация и изобретательская задача

По мнению Альтшуллера, первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. После этого можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи:

· Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?

· Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?

· Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?

· Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?

Противоречия

После того, как мини-задача сформулирована и система проанализирована, согласно теории Альтшуллера, должно обнаруживаться, что попытки изменений с целью улучшения одних параметров системы приводят к ухудшению других параметров. Например, увеличение прочности крыла самолёта может приводить к увеличению его веса, и наоборот — облегчение крыла приводит к снижению его прочности. В системе возникает конфликт, противоречие.

ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий (в порядке возрастания сложности разрешения):

· административное противоречие: «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием административных решений.

· техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие — это и есть постановка изобретательской задачи.

· физическое противоречие: «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.

Информационный фонд

Он состоит из:

· приёмов устранения противоречий и таблицы их применения;

· системы стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определённого класса задач);

· технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время — геометрических) и таблицы их использования;

· ресурсов природы и техники и способов их использования.

Система приёмов

ТРИЗ включает список из 40 основных приёмов. Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г. С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления теории решения изобретательских задач. Эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — пошаговая программа (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, то есть решению изобретательских задач (около 85 шагов). Алгоритм по­зво­ля­ет от­бро­сить мно­же­ст­во «пус­тых» ва­ри­ан­тов ре­ше­ния.

В поисках примеров решения изобретательских задач, автор обнаружил интереснейший блог http://zzz-triz.blogspot.com/, создатель которого, Сергей Марков, находится в вечном поиске таких случаев, находя их в литературе, в жизни, в учебниках и средствах массовой информации.

Примеров на данный момент 762, десять из которых вполне относятся к околоавтомобильной жизни, а посему – предлагаются к ознакомлению.

Материал публикуется с письменного согласия автора блога.

Читайте, размышляйте, и надеюсь – эти примеры или методы когда-нибудь пригодятся!

Карточка №26 «Крепче за баранку держись, шофер!»

ИСТОЧНИК:

Денис Кузьмич, руководитель проекта «Транспортный Информационный Ресурс «ЭКСПЕДИЦИЯ» ; из шоферских баек :)

http://tir-ex.ru/

СИТУАЦИЯ:

Водитель одной тяжело груженой «фуры» однажды попал в неприятнейшую и досадную ситуацию. Проезжая по трассе под навесным мостом, его грузовик в буквальном смысле этого слова "застрял". Задняя часть «фуры» оказалась немного (сантиметров на 10-15) выше передней её части и по габаритам не проходила под «препятствием».

Быстро собрались сочувствующие и добровольные помощники, но сделать ничего не смогли. Был предложен единственный «разумный» вариант: вызвать другой грузовик, вручную перезагрузить на него содержимое «фуры», а потом дождаться приезда "спасателей". Но это – потеря драгоценного времени и денег. Как быть?

Неожиданно к месту происшествия подрулил парнишка на велосипеде, покрутился вокруг, выяснил, что произошло, и задал собравшимся всего один вопрос. После чего уехал, оставив бывалых водителей стоять с разинутыми от удивления ртами… Через полчаса грузовика под мостом уже не было – он лихо мчался к месту назначения груза.

Что же предложил мальчишка?

ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Грузовик должен быть ниже моста, чтобы «фура» смогла под ним проехать без помехи сверху, и не должен быть ниже моста, поскольку «родные» габариты автомобиля изменить нельзя.

РЕШЕНИЕ:

Мальчик спросил собравшихся:

«Дяденьки, а если немного выпустить воздух из шин у этой машины – не полностью, а хотя бы наполовину? Воздух выйдет, колеса сдуются, машина станет ниже и сможет проехать под мостом… Не получится?»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Разделение противоречивых свойств во времени.

Принцип "местного качества"

Прием "сделать чуть меньше требуемого"

Использование "надувных конструкций" и "пустоты"

КОММЕНТАРИЙ:

Использован комплекс приемов устранения технических противоречий, «азбучный» для специалистов по ТРИЗ.

Карточка №171 «Запускаем кошку»

ИСТОЧНИК:

Анекдот

(Уразаев В., «ТРИЗ в электронике»)

СИТУАЦИЯ:

«Технологи из фирмы «Дэу» делятся опытом со своими запорожскими коллегами:

- Мы проверяем герметичность с помощью кошки. Запускаем её вечером в автомобиль и закрываем двери. Если к утру кошка жива, значит кузов бракованный.

- У нас почти такой же метод, - подхватывают запорожцы. – Запускаем кошку, все плотно закрываем…»

Каково, по вашему мнению, окончание анекдота?:)

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Кошка должна быть в состоянии «аут», обеспечивающем проверку салона на герметичность… и кошка быть в состоянии «аут» не должна.

РЕШЕНИЕ:

«…Если утром кошки нет, значит, кузов бракованный…»

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Переход от системы к антисистеме

КОММЕНТАРИЙ:

Анекдот сильно напоминает продолжение известного спора физиков о «Коте Шредингера», который ни жив, ни мёртв, а находится в состоянии «может быть».

С точки зрения обеспечения «живучести» пассажиров и их домашних питомцев запорожская автомобильная техника явно выигрывает…

КАТЕГОРИЯ:

Задача «на обнаружение» по терминологии ТРИЗ

Карточка №178 «Животные на шоссе»

ИСТОЧНИК:

Тимохов В., «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ»

СИТУАЦИЯ:

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание, построив забор на протяженности всего шоссе — нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

«Предупреждалка» должна быть и её быть не должно

РЕШЕНИЕ:

В Швеции к придорожным столбикам прикрепляют гладко отполированные прямоугольные пластинки — они служат для того, чтобы отбрасывать свет от приближающегося транспорта на обочину и опушку, предупреждая животных об опасности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип «посредника»

КОММЕНТАРИЙ:

Считается, что применение подобных пластинок снизило несчастные случаи на шоссе на 67 %.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в этологии

Карточка №247 «Звон стекла»

ИСТОЧНИК:

Психологическая упаковка // Наука и жизнь. - №6, 1987

СИТУАЦИЯ:

На складе запасных частей автомобильной фирмы «Рено» во французском городе Дуэ задумались над вопросом: почему до трех процентов ветровых стекол доходит до авторемонтных станций разбитыми? Упаковка вроде достаточно надежна: картонные коробки с прокладками из пористого полиуретана. На коробке сделаны надписи, предупреждающие о хрупкости содержимого, но грузчики все равно обращались с коробками недостаточно осторожно. После тщательного изучения вопроса специалисты пришли к выводу: дело именно в психологии. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Упаковка должна быть, чтобы защитить стекло от внешних воздействий, и упаковки быть не должно, чтобы грузчики знали, с чем конкретно они имеют дело.

РЕШЕНИЕ:

Картон заменили прозрачной пластиковой пленкой, после чего бой сократился в 4 раза.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип изменения окраски (пункт Б. Изменить степень прозрачности объекта или внешней среды)

Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок

КОММЕНТАРИЙ:

Такое решение дало сверхэффект – удалось автоматизировать упаковку.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в автомобильной промышленности

Робот упаковывает стекло

Карточка №531 «Чиним шину»

ИСТОЧНИК:

Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. – Воронеж, 1964. – С. 114.

СИТУАЦИЯ:

Для ремонта больших по размеру бескамерных шин требуется снимать колесо с автомобиля, а это очень неудобная и трудоемкая операция. Изобретатели предложили не снимать колесо, а рассверлить место прокола, нанести на него клей и ввернуть резиновую пробку, имеющую вид болта. Но резина слишком мягкая, чтобы внедрить ее в шину. Как быть?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Пробка должна быть твердой, чтобы ввернуть ее в качестве болта, и пробка должна быть мягкой, чтобы заполнить отверстие в шине и обеспечить герметичность.

РЕШЕНИЕ:

Чтобы придать такому резиновому «болту» твердость, его вначале замораживают сухим льдом. Когда пробка оттаивает, она становится мягкой и эластичной. Служит такая заплатка не меньше, чем сама шина.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Разделение противоречивых свойств во времени

*Принцип однородности:

а) объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам)

*Изменение физико-химических параметров объекта:

а) изменить агрегатное состояние объекта

КОММЕНТАРИЙ:

Замораживание объекта для придания ему твердости или других полезных свойств – достаточно распространенный в изобретательстве прием.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в быту

Карточка №557 «Штрафная квитанция»

ИСТОЧНИК:

Слоун П. Задачи на нестандартную логику. – М.:АСТ:Астрель, 2007. – С. 53, 87.

СИТУАЦИЯ:

Джон на несколько часов припарковал свой автомобиль в запрещенном месте на оживленной улице Лондона. Каждый час пунктуальный дорожный инспектор обходит улицу и прикрепляет штрафную квитанцию на лобовое стекло автомобилей, стоящих в неположенном месте. Однако Джон, машина которого простояла на улице три часа, не заплатил штраф. И власти не смогли уличить его ни в нарушении закона, ни в неуплате. Что предпринял находчивый водитель?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Квитанция должна быть на лобовом стекле, потому что Джон нарушил правила парковки, и квитанции быть не должно, чтобы не платить штраф.

РЕШЕНИЕ:

Припарковавшись, Джон переставил штрафную квитанцию с одного из автомобилей, оставленных в неположенном месте, на лобовое стекло своей машины. Поэтому полицейский, в очередной раз появляясь на этой улице, обходил его машину стороной.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Принцип вынесения:

а) отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, напротив, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

КОММЕНТАРИЙ:

Разумеется, действия предприимчивого водителя шли в разрез с требованиями закона. Он попросту смошенничал. Но никто не смог уличить его в этом.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в быту

Карточка №562 «Эх, дороги…»

ИСТОЧНИК:

Личная картотека Сергея Маркова

СИТУАЦИЯ:

Будучи курсантом военного училища, в числе других проходил я автоподготовку с обязательным вождением «УАЗ-469». Едем с инструктором-прапорщиком по Таллинскому шоссе, что в Красносельском районе на юго-западе Ленинграда. Я за рулем, молчаливый усатый инструктор справа от меня. Опыта мало; движение на дороге не слишком активное, но расслабляться не приходится. Эх, сейчас бы поддать газу, да ощутить скорость по-настоящему! Нельзя, присутствие сурового инструктора лихачить не дозволяет. За окном – февральский морозец, солнышко светит вовсю, благодать…

– Какой знак проехали? – голос инструктора вернул меня к действительности. Оказывается, был какой-то знак…

– Не знаю, товарищ прапорщик. Не углядел, – отвечаю виновато.

– Остановись-ка здесь, на обочине, – бросает прапорщик. – Будем учиться запоминать дорожную обстановку.

Как быстро привить курсанту способность внимательно относиться к тому, что он видит на дороге? В частности, как научить его запоминать дорожные знаки?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Прием для запоминания должен быть, чтобы ученик быстро усвоил урок, и приема быть не должно, чтобы не усложнять систему обучения.

РЕШЕНИЕ:

После того как я остановился, инструктор приказал мне отмотать бегом почти двести метров назад, рассмотреть пропущенный знак, так же бегом вернуться и доложить по всей форме. Бежать в сапогах по морозцу на виду у десятков водителей было нелегко и стыдно. А куда денешься? Ерепениться нельзя, ведь еще экзамен по вождению сдавать. Так я узнал, что пропустил знак, ограничивающий скорость. За время пробежки мое отношение к инструкторам и их методам обучения оформилось в конкретные и ёмкие выражения, но и наблюдательность сильно обострилась.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Психологический эффект

*Принцип «обратить вред в пользу»:

а) использовать вредные факторы для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:

Когда я, вернувшись, сбивающимся от бега голосом доложил инструктору про знак, прапорщик кивнул и велел трогаться с места, буркнув:

– В следующий раз знак не назовешь – заставлю кроме обязательной пробежки заглушить машину и заводить ее «кривым стартером».

Перспектива тягать на морозе заводную ручку мне крайне не понравилась. С той минуты ни один дорожный знак во время учебной езды не прошел мимо моего сознания. Правильно подобранная мотивация – великое дело в обучении.

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в психологии

ТРИЗ в обучении

Карточка №621 «Вот новый поворот»

ИСТОЧНИК:

Статья «Нестандартные способы сэкономить деньги»

СИТУАЦИЯ:

Американская транспортная компания UPS, осуществляющая экспресс-доставку грузов, владеет почти сотней тысяч грузовых автомобилей. Можно представить, сколько топлива потребляет такой автопарк. Компания озаботилась тем, как сократить расходы на горючее. В этом помог анализ эффективного движения транспортных потоков в условиях городских перевозок. В порядок движения автомобилей было внесено одно изменение, которое помогло сэкономить миллионы галлонов горючего. Что же придумали грузоперевозчики?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Маршрут движения грузовика должен быть еще более коротким, чтобы уменьшить расход топлива, и не должен быть коротким, потому что он и так сокращен до предела.

РЕШЕНИЕ:

Специалисты компании подсчитали, что при движении автомобиля на левый поворот тратится значительно больше топлива, чем на правый. В итоге транспортное предприятие приняло внутреннюю «антилевоповоротную политику». Отказ от левого поворота дал возможность существенно сэкономить на горючем и значительно сократить выбросы вредных газов в атмосферу.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Функционально-стоимостный анализ

*Принцип «вынесения»:

а) отделить от объекта «мешающую часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть или нужное свойство

*Мобилизация ресурсов

КОММЕНТАРИЙ:

Занятное решение. Нестандартное, нетривиальное. Такой фокус на основе житейского опыта или «здравого смысла» не придумаешь, тут нужен обстоятельный поэлементный анализ производственного процесса. И все же кажется сомнительным, что можно полностью отказаться от левого поворота. Наверняка бывают ситуации, когда без выполнения такого маневра подъезд к намеченному пункту невозможен.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗ и транспортные системы

Карточка №663 «Рекламный ход Ситроена»

ИСТОЧНИК:

*Фаер С., Тимохов В. Полцарства за идею! – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – С. 64-65.

СИТУАЦИЯ:

Бренд с использованием своего имени Андре Ситроен основал в 1919 году. Для продвижения марки автомобилей французский предприниматель широко использовал рекламу, включая газеты, информационные щиты, агентов и даже светящуюся надпись на Эйфелевой башне. И все же настал момент, когда пресса перестала упоминать о Ситроене. Во Францию в то время приезжали многие мировые знаменитости, поэтому журналистам было не до Ситроена и его автомобилей. Но останавливать рекламную компанию в прессе нельзя – от этого пострадает бизнес. Как быть? Не скупать же журналистов…

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Журналисты должны писать репортажи о Ситроене, чтобы автомобильный магнат мог рекламировать свой бизнес, и не должны о нем писать, потому что проявляют интерес не к Ситроену, а совсем к иным персонам.

РЕШЕНИЕ:

Ситроен просто стал приглашать прибывающих в страну знаменитостей на свои заводы. Журналистам поневоле пришлось освещать события из жизни автомобильного предприятия.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Принцип «обратить вред в пользу»:

а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта

КОММЕНТАРИЙ:
Ситроен слыл мастером рекламных решений. Французские ребятишки раскатывали на уменьшенных копиях его автомобилей, напоминавших прохожим об этой марке. Принято считать, что именно Ситроен придумал столь популярные ныне тест-драйвы, привлекавшие потенциальных покупателей. Автомобильный магнат ухитрился заполонить своей рекламой всю Францию: на дорогах страны были установлены десятки тысяч дорожных знаков, украшенных надписью «Дар Ситроена».

КАТЕГОРИЯ:
ТРИЗ в бизнесе

Карточка №711 «А в это время на заводах Форда…»

ИСТОЧНИК:

*Истинная мотивация // Большой прикол. Байки. – 2015. – №35. – С. 2.

*Статья в интернете

СИТУАЦИЯ:

Согласно расхожей байке, на одном из заводов Форда трудилась сервис-бригада, отвечавшая за бесперебойную работу конвейера. Ремонтники, одним словом. Ясно, что простаивающая производственная линия приносит предприятию убытки. Вероятно, в какой-то момент Генри Форд задумался: как наладить работу бригады, чтобы ремонт был максимально оперативным и предельно качественным? Выписывать премии за отличную работу? Вручать почетные грамоты за ударный труд? Штрафовать за брак в работе? Что бы предложили вы?

СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ:
Работники должны получить плату за потраченное на ремонт конвейера время, поскольку труд должен быть оплачен, и не должны получить плату за это время, ведь это подталкивает их к тому, чтобы затягивать ремонт.

РЕШЕНИЕ:

Найденное Фордом решение было простым и эффективным. Члены сервисной бригады получали зарплату только за то время, в течение которого они сидели в комнате отдыха. Как только перед их глазами зажигалась красная лампа, сигнализировавшая о неисправности на линии сборки, счетчик, начислявший ремонтникам деньги, отключался.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

*Принцип «наоборот»:

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие

КОММЕНТАРИЙ:

Понятное дело, работники были заинтересованы в том, чтобы сделать ремонт как можно быстрее и качественнее. Но сразу скажу: мне пока не удалось найти подтверждение этой истории в серьезном и заслуживающем доверия источнике. Верить или не верить – дело читателя. А вот перенять саму идею никто нынешним организаторам производства не мешает.

...Всё бы хорошо, да только один факт портит всю картину. Далеко не все знают, что сообразительный и предприимчивый Генри Форд симпатизировал фашистскому режиму. И не просто симпатизировал, а принимал деятельное участие в поддержке нацизма, поставлял для отравленной коричневой чумой Германии свои автомобили, субсидировал проекты бесноватого фюрера и приветствовал политику фашизма, направленную на истребление еврейского населения.

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в бизнесе