Найти тему

Из опыта работы в доме малютки. Как я нашла «ключик» к развитию ребёнка

Уже несколько лет я работаю в доме малютки. Самым маленьким - чуть больше месяца, самым старшим 4 года. Детки сложные. К каждому необходимо найти подход и подобрать свой «ключик», чтобы помочь в психическом и речевом развитии. 

Об одной истории с «ключиком» сейчас расскажу.  

На занятия я брала мальчика полутора лет (ребёнок родился сильно недоношенным, в связи с этим имеет ряд особенностей, среди которых - ретинопатия, ну и как следствие - задержка психического и речевого развития). 

Он боялся некоторых звуков и большинство игрушек, которые в этом возрасте обычно вызывают интерес (даже резиновые фигурки животных). Брал в руки и, скривившись, бросал в сторону, ни секунды не держа в руках. (А ведь основная деятельность в этом возрасте - предметно- манипулятивная!) При этом на контакт со взрослым шёл легко, проявлял инициативу в общении. 

Начинали мы нашу работу с речевых игр с повторяющимися движениями (такие, как ладушки, сорока-белобока), на ритмизированное чтение стишков («Мишка косолапый...», «Ехали-ехали в лес за орехами...», «Петушок, петушок, золотой гребешок...» с выполнением соответствующих движений) он реагировал положительно. Но игрушки по-прежнему надолго не задерживались в его руках, с криком он продолжал их откидывать в сторону. 

Однажды на занятии ему случайно попал в руки массажный шарик, внутри которого был другой - светящийся. Небольшой, колючий. Это была игрушка, которую он схватил, уже приготовился... и не выбросил! Я замерла и молча наблюдала (в такие моменты надо позволить ребёнку самостоятельно познакомиться с предметом).

А он изучал ее, используя все органы чувств: прислушивался к тому, как гремит шарик внутри, если потрясти; нюхал, пытался укусить; сжимал пальчиками; пытался рассмотреть, поднося близко к глазкам.

-2

На следующий день взяла с собой и тот самый мячик, и су-джок! (Об этом методе я рассказывала в одной из своих статей - ссылку вы найдёте в конце этой публикации)

-3

Детям очень важно развивать тактильные ощущения, давать ощупывать предметы из разных материалов, размеров, цветов, текстур. 

Я ему рассказывала стишок про ежика и катала шарик в его ладошках, дотрагивалась до «иголочек» каждым пальчиком. Учила перекладывать из руки в руку. Мой мальчик был заинтересован и сам повторял движения!

Позже мы стали использовать колечко из шарика Су-Джок, оно вызвало не меньший интерес!

Эти упражнения были частью комплексной работы, но на мой взгляд именно они стали тем ключиком, которые завели машину (развитие ребёнка). 

В результате: усидчивость ребёнка и концентрация внимания начали расти. В речевом развитии наметилась положительная динамика! 

Вот таким оказался «ключик» для нашего чудесного мальчика.

О методе с использованием набора Су-Джок: подробнее

Если статья была интересна - нажимай «палец вверх» и подписывайся на мой канал, чтобы чаще видеть публикации на тему детского развития!