Академическая музыка, несмотря на всю свою серьёзность и якобы недоступность для широкого слушателя, может вызывать самую яркую человеческую эмоцию – смех. Смешное в музыке реализуется с помощью определённых приёмов, направленных на осознание человеком парадоксальности ситуации. Одни приёмы слышны сразу даже музыкально неподкованному слушателю, другие требуют определённых познаний, например, теории музыки, в случае введения в произведения частей написанных "не по правилам" или знания исходного сочинения в случае его пародирования.
Начнём с звукоподражания. Самое близкое к теме – человеческий смех. Николо Паганини в Тринадцатом каприччио (си-бемоль мажор) с помощью скрипки демонстрирует его различные оттенки. Женщина смеётся игриво, мужчина раскатисто.
Остроумно звучат произведения, в которых изображаются интонации человеческой речи. Финал Девятой симфонии Людвига ван Бетховена начинается речитативным монологом виолончелей и контрабасов, решительно отвергающим попытки оркестра процитировать фрагменты из предыдущих частей симфонии. И лишь при появлении нового мотива у деревянных духовых, отвечающий ему речитатив впервые звучит утвердительно.
В пьесе Модеста Петровича Мусоргского "Два еврея" из цикла "Картинки с выставки" мы слышим уже "диалог". Речь богатого еврея звучит уверенно и весомо, с повелительными и нравоучительными интонациями, и построена на тяжеловесном проигрывании мелодии двумя руками в октаву. Речь бедного еврея звучит контрастно, на дребезжащих верхних нотах с форшлагами, его голосу приданы жалобные и просительные интонации.
Вспоминается ещё один "диалог", на этот раз между кукушкой и горлицей из первой части "Лета" Антонио Вивальди. Вообще, "Времена года" - кладезь остроумной звукописи. Здесь и весеннее птичье пение, и журчание ручьёв, и тявкающий пёс (партия альта во второй части "Весны"), и подвыпившие селяне, и разъезжающие на льду ноги, и молния с громом.
В продолжении темы о воплощении в звуке природных явлений можно вспомнить как мастерски изображает грозу Джоаккино Россини в опере "Севильский цирюльник". В оркестровом вступлении второй картины глухой рокот виолончелей и контрабасов, стремительные взлеты скрипок, сверкающие пассажи флейт живописуют ночную бурю.
В увертюре к своей последней опере "Вильгельм Телль" Россини также изобразил бурю с характерными звуками падающих капель и завыванием ветра. На этом эпизоде оттачивают своё мастерство тромбонисты.
А мы послушаем хрестоматийную "Грозу" из третьей части "Лета" Антонио Вивальди:
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.
При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!